PISA
Международная программа оценки образовательных достижений обучающихся
PISA - международное исследование оценки уровня математической, читательской и естественнонаучной грамотности 15-летних обучающихся. Проект координирует Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Исследование реализуется Консорциумом с участием ведущих международных организаций в области образования. В первом цикле PISA- 2000 приняли участие 43 страны, в т.ч. 34 члена ОЭСР. В PISA-2015 число участников составило 71 страна. К исследованию в 2018 году планируют присоединиться еще 11 стран. Цель исследования: оценить, обладают ли обучающиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе (функциональная грамотность). Дополнительно изучается влияние различных факторов на образовательные достижения обучающихся. Это социо-экономические аспекты, характеристика организаций образования и образовательные возможности подростков вне школы. Проект PISA предоставляет возможность сопоставить различные системы образования и использовать опыт ведущих стран ОЭСР при разработке национальных стратегий образования. Исследование проводится трехлетними циклами. В каждом цикле определяется приоритетное направление.
Читательская грамотность
|
2000, 2009, 2018
|
Математическая грамотность
|
2003, 2012
|
Естественнонаучная грамотность
|
2006, 2015
|
Казахстан принимает PISA участие с 2009 года.
PISA-2009
|
PISA-2012
|
PISA-2015
|
|
Всего организаций образования |
200
|
218
|
232
|
В том числе (по типу) | |||
Школы |
184
|
200
|
205
|
Колледжи |
16
|
18
|
27
|
Всего обучающихся |
5 590
|
5 808
|
7 843
|
Из них: | |||
с казахским языком обучения |
3 194
|
3 522
|
4 806
|
с русским языком обучения |
2 396
|
2 286
|
3 037
|
В PISA-2012 казахстанские 15-летние обучающиеся показали значительный рост баллов по математической (+27) и естественнонаучной грамотности (+25) (432 и 425 баллов по 1000 - балльной международной шкале соответственно). При этом показатель успешности читательских компетенций повысился лишь на 3 балла (393 балла). Итоги PISA-2015 будут официально представлены ОЭСР в декабре 2016 года. Совершенствуется технология проведения исследования. В PISA-2015 57 стран из 71 приняли участие в компьютерном формате, который позволяет определить уровень читательской, математической и естественнонаучной грамотности на основе IT-навыков. ОЭСР рассматривается возможность в перспективе введения нового четвертого направления «Глобальные компетенции». Тест оценивает креативность, критическое мышление, лидерство и способность 15-летних обучающихся адаптироваться в заранее спроектированной нестандартной ситуации.
Подробнее читайте: