Сенім телефоны
8 771 532 8223
email: e-mail: sosh34@goo.edu.kz
Мекенжайы: Павлодар қ., Лермонтов к,, 93/1
телефон: 62-10-07 факс: 8(7182) 62-10-52
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Т.А. Мигунова - сенбі с 9:00 до 11:00
Вам нравится обучение в нашей школе?
Голосовать
А) да - 226
Б) нет - 69
В) не очень - 53
Всего проголосовало: 348
Смотреть результат
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Материалы семинара

Теоретическая часть

 

Актуальность проблемы в связи с переходом национальной системы образования на 12-тилетнее обучение.

                   Заместитель директора СОШ №34 по НМР Савченко Т.А. 

 

Практическая часть

 

Анализ структуры компетентностно – ориентированных заданий.

                                     Руководители групп – заместители директора СОШ №34

                                                                                               Арляпова Н.В.

        Богданова Е.Б.

                                                                                                      Дремова Н.Г.

                                                                                    Шавенкова Н.П.

  

 Из материалов занятия.

            Сегодня в рамках процесса модернизации всей системы образования практически во всех педагогических профессиональных сообществах начинает серьезно  обсуждаться компетентностный подход в обучении.

         Реализация компетентностного подхода заключается в том, что помимо собственно философско-образовательного сообщества, традиционно формирующего содержание школьного образования, возникает идея открытого заказа на школьное образование, и впервые в числе таких заказчиков начинают обсуждаться фигуры  бизнесменов, предпринимателей, политиков и т.п.   -  всех тех, кто разговаривает на языке компетентностей. Таким образом, идея компетентностного подхода для современной школы - это, прежде всего идея открытого заказа на содержание образования.

         Учитывая современные взгляды на обучение, компетентностную модель современного учителя можно представить в виде элементов:

  • ценности, принципы и цели;
  • профессиональные качества;
  • ключевые компетенции;
  • педагогические методы, способы и технологии;
  • профессиональные позиции.

Ценности и профессиональные качества учителя.

Ценности суждения, идеи, которые восприняты учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности.

Это могут быть следующие суждения:

  • свобода учащегося быть самим собой»
  • каждый человек обладает своим «совершенством»;
  • помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально значимыми и плодотворными;
  • индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;
  • человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;
  • чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;
  • приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.

    Профессиональные качества учителя.

  • доброжелательно и заинтересованно относиться к ученикам;
  • быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учеников, осуществляя коррективы в своей деятельности;
  • иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир, быть способным поделиться им с учащимися;
  • иметь развитую способность к критике и рефлексии;
  • иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;
  • воздержаться от роли «кладезя мудрости и знания»;
  • понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности;
  • быть открытым для любых мнений учеников по обсуждаемому вопросу;
  • уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами;
  • демонстрировать компетентное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу;
  • увлечённость своим предметом;
  • использовать чёткую, понятную, гибкую речь с образными выражениями.

    Базовая компетентность учителя.

     Заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение результатом ребёнка, сформированных как ключевые компетенции. Строить обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения; мотивировало школьников к более высоким достижениям и интеллектуальному росту.

     Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает. На современном этапе это умения:

  • учиться вместе со своими учениками;
  • планировать и организовывать самостоятельную деятельность учеников (помогать определять цели и образовательные результаты);
  • мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать требуемые компетенции;
  • строить учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая учеников в разные виды работы, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы;
  • занимать экспертную позицию относительно демонстрируемых школьником компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев;
  • владеть проектным мышлением (уметь организовать исследовательскую работу и руководить ею);
  • использовать систему оценивания, позволяющую ученикам адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их;
  • осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и уметь организовать её у учащихся в процессе учебных занятий;
  • организовать понятийную работу школьников;
  • вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя, не только друг с другом, но и с учителем, допуская, что их позиция может быть также подвержена сомнению и критике;
  • владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Профессиональные позиции учителя.

      Учитель может создавать для учащихся развивающую образовательную среду, занимая позиции:

  • организатора деятельности;
  • консультанта;
  •  тьютора;
  •  эксперта;
  • партнёра.

      Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что ключевой фигурой в образовательном процессе является педагог, поэтому политика обеспечения качества образования начинается с формирования преподавательского корпуса.

 

 ТРЕБОВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

 Компетентность разрешения проблем (Самоменеджмент)

Аспект

Уровень I

Уровень II

Уровень III

Идентификация (определение) проблемы

- объясняет, с какой позиции, он приступает к разрешению проблемы, сформулированной учителем

- обосновывает желаемую ситуацию,

 

- в общих чертах описывает желаемую и реальную ситуации, указывая, чем они отличаются

- анализирует реальную ситуацию и указывает противоречия между желаемой и реальной ситуацией,

- определяет и формулирует проблему

- указывает некоторые вероятные причины существования проблемы.

- проводит анализ проблемы (указывает причины и вероятные последствия ее существования)

Целеполагание и планирование деятельности

- определяет и выстраивает в хронологической последовательности шаги по решению задачи,

- ставит задачи, адекватные заданной цели,

- указывает риски, которые могут возникнуть при достижении цели и обосновывает достижимость поставленной цели

 

- ставит цель, адекватную заданной проблеме,

- ставит цель на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы

 

- самостоятельно планирует характеристики продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки

 

Применение
технологий

- корректно воспроизводит технологию по инструкции

выбирает технологию деятельности (способ решения задачи) из известных или выделяет часть известного алгоритма для решения конкретной задачи и составляет план деятельности

- применяет известную или описанную в инструкции технологию с учетом изменения параметров объекта, к объекту того же класса, сложному объекту (комбинирует несколько алгоритмов последовательно или параллельно) и составляет план деятельности

Планирование ресурсов

- называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности

- планирует ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи

- проводит анализ альтернативных ресурсов и обосновывает эффективность использования того или иного ресурса для решения задачи.

Оценка деятельности

- выполняет по заданному алгоритму текущий контроль своей деятельности

- самостоятельно планирует и осуществляет текущей контроль своей деятельности

- обоснованно предлагает отвергает внесение изменений в свою деятельность по результатам текущего контроля

Оценка результата продукта деятельности

- сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта и делает вывод о соответствии продукта замыслу,

- оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом.

- оценивает продукт своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям

- предлагает способ убедиться в достижении поставленной цели и показатели достижения цели

Оценка собственного продвижения (рефлексия)

- указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности,

- указывает причины успехов и неудач в деятельности,

- называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи и предлагает пути их преодоления избегания в дальнейшей деятельности

 

- называет мотивы своих действий

- анализирует собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений

- аргументирует возможность использовать полученные при решении задачи ресурсы (знания, умения, опыт и т.п.) в других видах деятельности

 

Коммуникативная компетентность

Аспект

I ступень

II ступень

III ступень

Письменная
коммуникация

- оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры

- оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры,

- представляет результаты обработки информации в письменном продукте нерегламентированной формы

- излагает вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом

- определяет жанр и структуру письменного документа (из числа известных форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом

- создает письменный документ, содержащий аргументацию за и или против предъявленной для обсуждения позиции

 

 

- определяет цель и адресата письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности

Публичное
выступление

- соблюдает нормы публичной речи и регламент

- готовит план выступления, на основе заданных цели, целевой аудитории и жанра выступления

- определяет содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией

- самостоятельно определяет цель и целевую аудиторию для коммуникации на основе цели деятельности

- использует паузы для выделения смысловых блоков своего выступления,

- использует вербальные средства  (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления,

- применяет в своей речи логические или риторические приемы, приемы обратной связи с аудиторией.

- работает с вопросами, заданными  на уточнение и понимание

- использует невербальные средства или наглядные материалы,

- самостоятельно готовит адекватные коммуникационной задаче наглядные материалы и грамотно использует их,

 

- работает с вопросами, заданными в развитие темы,

- работает с вопросами на дискредитацию позиции,

Диалог

- начинает и заканчивает разговор в соответствии с нормами,

 отвечает на вопросы и задает вопросы в соответствии с целью и форматом диалога,

- высказывает мнение (суждение) и запрашивает мнение партнера  в рамках диалога

- устраняет разрывы в коммуникации в рамках диалога

Продуктивная групповая коммуникация

- ученики самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения,

- ученики самостоятельно договариваются о правилах  и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей,

- ученики используют приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, или резюмируют причины, по которым группа не смогла добиться результатов,

 - ученики следят за соблюдением  процедуры обсуждения и обобщают фиксируют решение в конце работы,

 - ученики следят за соблюдением  процедуры обсуждения и обобщают фиксируют промежуточные результаты.

- ученики разъяснили свою идею, предлагая ее, или аргументировали свое отношение к идеям других членов группы

- ученики задают вопросы на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга

- ученики называют области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий, дают сравнительную оценку предложенных идей относительно цели групповой работы

- ученики дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы,

 Лаборатория модернизации образовательных ресурсов, 2007 г., Lmor@mail.ru

Информационная компетентность

Аспект

Уровень I

Уровень II

Уровень III

Планирование информационного поиска

- указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет,

- выделяет из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи,

- указывает какая информация (о чем) требуется для решения поставленной задачи,

- планирует информационный поиск в соответствии с поставленной задачей деятельности (в ходе которой необходимо использовать искомую информацию),

 - самостоятельно и аргументировано принимает решение о завершении информационного поиска (оценивает полученную информацию с точки зрения достаточности для решения задачи),

- пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержанию, а на сайте по ссылкам.

- пользуется карточным и электронным каталогом, поисковыми системами Интернет,

- пользуется библиографическими изданиями, списками публикаций в периодических изданиях,

 

- указывает, в какого типа источниках следует искать заданную информацию или характеризует источник в соответствии с задачей информационного поиска.

- указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных по типу источников,

- обосновывает использование источников информации того или иного типа, исходя из цели деятельности

Извлечение первичной информации

- проводит наблюдение эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей

- самостоятельно проводит наблюдение эксперимент, планируя его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска

 

- воспринимает основное содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), определяя основную мысль, причинно-следственные  связи, отношение говорящего к событиям и действующим лицам

- извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы

- самостоятельно планирует и осуществляет извлечение информации из статистического источника, исторического источника,

 

- проводит мониторинг СМИ по плану в соответствии с поставленной задачей,

- самостоятельно проводит мониторинг СМИ, планируя его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска

- самостоятельно планирует и реализует сбор информации посредством опроса (в т.ч. экспертного интервью),

- воспринимает требуемое содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), извлекая необходимую фактическую информацию (имена, время, место действия), определяя основные факты и события, их последовательность

 

Извлечение вторичной информации

 

- извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям

- самостоятельно формулирует основания, исходя из характера полученного задания и ранжирует их  и извлекает искомую информацию

- указывает на обнаруженные противоречия

- извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы

(источник: 1-2 простых по составу источников, содержащих избыточную информацию)

 (источник: два и более сложных источников, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых одна информация дополняет другую или содержится противоречивая информация),

(источник: два и более сложных источников, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, при этом одна информация противопоставлена другой или пересекается с другой).

Первичная обработка информации

- систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры,

- систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры,

- систематизирует извлеченную информацию в рамках самостоятельно избранной сложной структуры

- самостоятельно задает простую структуру для первичной систематизации информации по одной теме,

- обосновывает структуру для первичной обработки информации целью, для которой используется информация.

- переводит простую (односоставную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот.

- переводит сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот.

 

Обработка информации

- точно излагает полученную информацию,

- излагает полученную информацию в контексте решаемой задачи,

 

- задает вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации

- реализует предложенный учителем способ проверки достоверности информации,

- самостоятельно указывает на информацию, нуждающуюся в проверке, и применяет способ проверки достоверности информации,

- находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации.

- делает вывод на основе полученной информации

или

- делает вывод (присоединяется к одному из выводов) на основе полученной информации и приводит несколько аргументов или данных для его подтверждения

или

- приводит аргументы, подтверждающие вывод

- делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной и вторичной информации, подтверждает вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными