Размер шрифта:
↑Наверх
Телефон доверия
8 771 532 8223
email: e-mail: sosh34@goo.edu.kz
Адрес: г. Павлодар, ул. Лермонтова, 93/1
телефон: 62-10-07 факс: 8(7182) 62-10-52
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
Мигунова Т.А. - Среда с 15:00 до 17:00
Даволен ли ты сегодня школьной столовой?
Голосовать
Не даволен - 9
Очень хорошо - 7
Хорошо - 7
Очень плохо - 7
Всего проголосовало: 30
Смотреть результат
За год
За месяц
За неделю
Вчера
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О МЕЖДУНАРОДНОМ ИССЛЕДОВАНИИ PISA

 

  1.  

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня перед нашей системой образования стоит проблема повышения конкурентоспособности образования, его адаптации к складывающимся жизненным реалиям, так как в современном обществе человек живет и действует в условиях, требующих высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий для принятия правильных решений в различных жизненных ситуациях. Особый интерес представляет анализ международных тенденций в оценке качества образования, изучение систем мониторинга результатов обучения, в первую очередь школьников. Одним из ведущих международных организаций системы мониторинга качества образования в мире является Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в числе приоритетных образовательных проектов которого находится PISA (Programme for International Student Assessment).

Казахстан впервые принял участие в исследовании PISA – 2009 в целях получения достоверной информации об уровне образовательных достижений 15-летних обучающихся. Для нашей страны участие в PISA-2009 было продиктовано рядом факторов, обусловливающих необходимость реформирования контрольно-оценочной системы образования: интеграция казахстанской системы образования в мировое образовательное пространство. Участие Казахстана в международном апробационном исследований PISA- 2012 (в 2011 году), в международном основном исследований PISA- 2012 (в 2012 году), даёт возможность изучать умения самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (компетентность).

 

 

 

 

 

 

 

 

I. МЕЖДУНАРОДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ PISA

 

Международное исследование PISAнаправлено на оценку умения применять полученные в ходе обучения знания и навыки в жизненных ситуациях, компетентности в решении проблем, которые не связаны напрямую с определенными учебными предметами или образовательными областями. Инструментарий исследования преследует цель оценить сформированность общеучебных умений в решении проблем, с которыми учащиеся могут встретиться в жизнии эффективно функционировать в современном обществе.

Объектом исследования являются образовательные достижения обучающихся 15-летнего возраста. Во многих странах образовательные программы имеют общие направления, и к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе. Поэтому, именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.

Исследование PISA осуществляется Консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций при участии национальных центров и организации ОЭСР, в состав которого вошли следующие  ведущие организации в области оценки качества образования:

- Нидерландский Национальный институт измерений в области образования (NetherlandsNationalInstituteforEducationalMeasurement, CITO);

- Служба педагогического тестирования США (EducationalTestingService, ETS);

- Японский Национальный институт исследований в области образования (NationalInstituteforEducationalResearch, NIER);

-Американская организация ВЕСТАТ (WESTAT), выполняющая различные исследования по сбору статистической информации.

Работа Консорциума координируется Австралийским Советом педагогических исследований (The Australian CouncilforEducationalResearch, ACER).

Исследование проводится в строгом соответствии с едиными правилами, разработанными международным координационным центром для стандартизации проведения исследования во всех странах-участницах проекта. Каждый этап исследования (формирование выборки, перевод и адаптация, инструментария, проведение тестирования и анкетирования, проверка и обработка данных) контролируется этим центром.

Исследование PISAначалось в 2000 году и проводится трехгодичными циклами. Цикличность исследования дает странам-участницам возможность отслеживать динамику результатов образовательных достижений учащихся, изменения, происходящие в образовательной системе, формулировать основные направления реформирования среднего образования и выявлять  препятствия, мешающие их осуществлению, проводить аналитическую работу в международном контексте, что дает возможность каждой стране-участнице определить стратегические цели системы образования. В 2009 году завершился четвертый цикл программы.

В Казахстане исследование проводится Национальным центром оценки качества образования Министерства образования и науки Республики Казахстан при содействии органов управления образования и организаций образования.

Для каждого региона, участвующей в исследовании PISA, назначается областной координатор, который обеспечивает проведение исследования согласно утвержденному графику, доставляет материал исследования до организации образования, обеспечивает их сохранность и конфиденциальность, ведет работу с координаторами организации образования и лицами, проводящими тестирование и анкетирование.

В каждой организации образования, для сбора информации о 15-летних обучающихся и организации, проведения исследования, назначается координатор организации образования. После завершения исследования координатор организации образования должен отправить в Национальный центр все материалы исследования.

Главная задача лица, проводящего тестирование и анкетирование - обеспечение всех участвующих буклетами и анкетами, и проведение тестирования и анкетирования в соответствии с процедурами исследования. 

 

 

  1. Цели и задачи исследования

Международное исследованиеPISAставит цель оценить:обладают ли учащиеся,получившие общее обязательное образование знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. В данном исследовании проверяется глубокое понимание сути вещей, причинно-следственных связей, универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Учащиеся вовлекаются в проблемы, с которыми они встречаются в реальной жизни. Они выполняют задания, которые требуют от них комплексного мышления, планирования и оценки, решают проблемы, принимают решения, аргументируют и т.д.

Основная задача исследования PISA - анализ реальных результатов, полученных в рамках объективных измерений на основе инструментария, отражающего мировые приоритеты в области образования,и извлечение из них научно обоснованных и созидательных для образовательной политики выводов.

Исследованиеобразовательных достижений учащихся проводится по трем основным направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и«естественнонаучная грамотность», в котором особое внимание уделяется оценке овладения учащимися общеучебными и интеллектуальными умениями.

В каждом цикле исследования основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех направлений. В 2000 году основным направлением исследования была «грамотность чтения», в 2003 году – «математическая грамотность», в 2006 году – «естественнонаучная грамотность». Основной областью оценки образовательных достижений  2009 года стала «грамотность чтения».

Перемена приоритетной области оценивания в каждом цикле исследования PISA дает возможность получить полную информацию по основному направлению исследования и сделать сравнительный анализ достижения в данной области.

 

 

 

1.2. Инструментарий исследования

В инструментарий исследования PISA входят:

  • Тестовые буклеты с заданиями;
  • Анкеты для учащихся организации образования;
  • Анкеты для администрации организации образования;
  • Руководства для лица проводящего тестирование и анкетирование;
  • Руководство для координатора организации образования;
  • Руководства к оцениванию тестовых заданий, по вводу и обработке данных;

 Инструментарий разрабатываются под руководством Консорциума, с участием экспертов ведущих международных организаций и представителей стран-участниц.

В каждом задании описывается определенная проблема, по которой приводится от одного до шести вопросов различного характера и степени трудности. Ответы на эти вопросы могут быть открытого или закрытого типа, в которых требуются собственные суждения тестируемых и умения выразить свою точку зрения, либо выбор ответов в рамках ограниченного ряда возможных вариантов, которые оцениваются как правильные или неправильные (закрытые конструируемые ответы).

По завершению работы над тестом, каждый ученик заполняет в течение получаса анкету, в которой отвечает на вопросы об организации образования, семье, своих отношениях с окружением и о своих интересах. Дополнительно проводится анкетирование администрации организаций образования. Ответы некоторых заданий оцениваются как верные или неверные, в то время как частично правильные или несложные ответы оцениваются, как частично верные.

В результате статистической обработки результатов исследования каждому учащемуся приписывается балл по международной 1000-балльной шкале отдельно за выполнение каждой группы заданий (по чтению, математике и естествознанию). Каждому заданию также приписывается определенный балл (трудность задания) по той же шкале в зависимости от того, насколько успешно данное задание выполнялось всеми тестируемыми.

При анализе результатов исследования отдельных стран и построений международной шкалы учитываются особенности выполнения заданий в отдельных странах. Из анализа исключаются те задания, в которых допущены ошибки, например, полиграфические или ошибки в переведенном варианте.

 


II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИИPISA

 

 2.1. Математическая грамотность

В исследования PISAособое внимание уделяется содержанию тестовых заданий по математике, которые определяют индивидуальные умственные способности. Это включает в себя математическое мышление и использование математических концепций, процедур, фактов и заданий, чтобы описать, объяснить и прогнозировать явление. Математические задания в тестировании PISAтакже помогают учащимся признать, какую роль в их жизни играет математика. В тестировании PISAматематические задания демонстрирует учащимся возможность анализировать, размышлять, решать и истолковывать математические проблемы, которые содержат квантитативные, пространственные, вероятные и другие математические концепции. Таким образом, в PISAприоритетным является определение способности 15-летних обучающихся использовать полученные знания и умения для решения широкого круга проблем, возникающих в повседневной жизни, и выявить тенденции развития этой способности.

Содержание проверки математической подготовки 15-летних обучающихся основано на понятии математической грамотности в котором определяется «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем присущие потребности созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

Под математической грамотностью понимается способность учащихся:

-распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены посредствам математики;

- формулировать эти проблемы на языке математики;

- решать эти проблемы, используя математические факты и методы;

- анализировать использованные методы решения;

-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

- формулировать и записывать результаты решения.

         В исследовании PISAучащимся предлагаются нетипичные учебные математические задачи, характерные для казахстанских мониторинговых исследований, близкие к реальным проблемным ситуациям, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения большей или меньшей математизации,предлагается информация о жизни школы, общества, личной жизни учащегося, профессиональной деятельности, спорте и др.

В соответствии с концепцией исследования, каждое задание соответствует одной из четырех содержательных областей, которые по согласованному решению стран-участниц выбраны в качестве базы для сравнения математической подготовки учащихся в разных странах:

- количество;

- пространство и форма;

- изменения и отношения;

- неопределенность.

Состояние математической грамотности учащихся, кроме владения материалом выделенных содержательных областей, характеризуются уровнем развития «математической компетентности». Математическая компетентность учащихся определяется в исследовании как «сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека», обеспечивающих успешное решение различных проблем, требующих использования математики. В исследовании выделяются три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений.

 

 

2.2. Естественнонаучная грамотность

Понимание естественных наук и технологий для учащихся  в жизни современного общества играет значимую роль, давая им возможность принять участие в установлении общественной стратегии (курса, политики), которая сопоставляется с естественными науками и технологиями влияющие на их жизнь. Поэтому изучение естественнонаучной грамотности 15-летних обучающихся в рамках исследования PISA является уникальным.

Под естественнонаучной грамотностью в исследовании PISA понимается способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Естественнонаучную грамотность можно разделить на четыре области:

- узнавание жизненных ситуаций апеллирующих к науке и технологии (контекст);

- понимание окружающего мира, включая и технику на основе научных знаний, которые включают знания об окружающем мире и знания о науке (знание);

- демонстрирование компетентностей, которые включают распознавание научных вопросов, применение научных знаний для объяснения естественнонаучных явлений, формулирование выводов на основе очевидных фактов и доказательств (компетентности);

- интерес к естественнонаучному знанию.

Естественнонаучные знания и умения, овладение которыми будет оцениваться в исследовании PISA, формируются при изучении предметов естественнонаучного цикла: физики (с элементами астрономии), биологии, химии, географии.

Естественнонаучная грамотность включает следующие компоненты: «общепредметные» умения, формируемые в рамках естественнонаучных предметов, естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания. В цели исследования входит комплексная проверка выделенных умений и понятий. Основное внимание уделяется проверке умений выделять из предложенных вопросов, те на которые естественные науки могут дать ответ, делать научно обоснованные выводы на основе предложенной информации.

 

 

2.3 Грамотности чтения

В исследовании PISA под грамотностью чтения понимается способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и умение использовать прочитанное для осуществления жизненных целей. При оценке грамотности чтения учитываются три аспекта: формат материалов для чтения, тип задания, ситуации или цели использования текста.

В исследовании оцениваются умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: нахождение информации, интерпретация текста, рефлексия на содержание текста или его форму, их оценка.

Для оценки умения находить информацию в тексте используются задания при выполнении, которых учащемуся требуется просмотреть текст, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе.

Для оценки умения интерпретировать текст учащимся предлагается сравнить различную изложенную информацию в тексте, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных мыслей автора или уловить суть текста.

Для оценки рефлексии на содержание или форму текста необходимо: учащийся, выполняя задания связал информацию обнаруженную в тексте со знаниями из других источников;оценил утверждения сделанные в тексте исходя из своих представлений о мире;нашел доводы в защиту своей точки зрения.


 

III. Факторы, влияющие на учебные достижения учащихся и организации процесса обучения

 

На образовательные достижения учащихся оказывает влияние различные факторы, связанные с организацией процесса обучения, преподавания и ресурсами школы, которые могут изменяться в соответствии с реализуемой политикой государства в области образования. Информация о данных факторах очень важна для интерпретации результатов учащихся. Для изучения этого влияния в исследовании выявляются факторы в процессе анкетирования учащихся и администрации организации образования, принявших участие в исследовании.

К таким данным можно отнести следующие факторы:

  • тип учебного заведения;
  • местонахождение учебного заведения;
  • социально- экономический статус родителей;
  • иммигрантское положение;
  • домашний язык общения;
  • отношение учащихся к процессу обучения;
  • факторы, связанные с организацией процесса обучения;
  • психологический климат в организациях образования.

Результаты PISA 2009 года показывают, что дисциплинированный климат тесно связан с успеваемостью учащихся. Большинство учеников в странах ОЭСР получают удовольствие от учебы в дисциплинированных классах

Позитивные отношения «учитель-ученик» имеют решающее значение для установления в классе условий, способвтвующих обучению. Результаты исследований показывают, что ученики учатся больше и имеют меньше проблем с дисциплиной, когда они чувствуют, что учителя воспринимают их всерьез. В 2000 году результаты PISА показали, что большинство учеников удовлетворены в целом качеством их отношений со своими учителями. К 2009 году качество отношений «учитель-ученик» стало еще лучше (смотрите диаграмму)

 

 

 

Улучшение дисциплины в классе между 2000 и 2009 годами

 

 

 

В системе, характеризующейся справедливым распределением образовательных ресурсов, взаимосвязь между академическими достижениями и социально-экономическим положением должно быть относительно слабым. В такой системе все учащиеся обладают одинаковыми возможностями для реализации своего потенциала, и результаты представляют их старания, способности и амбиции во всем свете.

Сведения, полученные посредством исследования PISА позволяют исследователям изучить степень, по которой социально - экономическое положение относится к успешному учащемуся и образовательной успеваемости, таким образом дать оценку на объективное распределение образовательных возможностей.

 


Контактная информация

РГКП «Национальный центр оценки качества образования»

010000, г. Астана, Левый берег ул. Орынбор 18

телефон:8 (7172) 69-51-20

факс:8 (7172) 69-51-15

сайт: www.quality.edu.kz

e-mail:ncoko_astana@mail.ru

 coordinator2011@rambler.ru

 

t�t*o:���!t'>

 

010000, Астана қ., cол жақ жағалау, Орынбор18

телефон: 8 (7172) 69-51-20

факс: 8 (7172) 69-51-15

сайт: www.quality.edu.kz

е-mail: ncoko_astana@mail.ru

 coordinator2011@rambler.ru