Телефон доверия
8 771 532 8223
email: e-mail: sosh34@goo.edu.kz
Адрес: г. Павлодар, ул. Лермонтова, 93/1
телефон: 62-10-07 факс: 8(7182) 62-10-52
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
Мигунова Т.А. - Среда с 15:00 до 17:00
Даволен ли ты сегодня школьной столовой?
Голосовать
Не даволен - 9
Очень хорошо - 7
Хорошо - 7
Очень плохо - 7
Всего проголосовало: 30
Смотреть результат
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Карта-памятка по диагностике качества реализации компетентностного подхода в ходе посещения уроков.

 Карта-памятка

по диагностике качества реализации компетентностного подхода в ходе посещения уроков.

Объект экспертизы

Критерии

Действия эксперта

Показатели соответствия

Показатели несоответствия

1

Обучаемость учащихся:

1)потенциальные возможности:

-восприимчивость к изучаемому материалу;

-готовность к умственному труду;

 

 

 

 

-общая эрудиция;

 

 

 

 

2)Мышление:

-гибкость

-самостоятельность

-экономичность;

3)Темп продвижения в обучении:

-темп усвоения ЗУН

-темп прироста результатов

 

 

 

 

 

1.Наличие признака (проявление в ходе урока);

Включаемость и включенность детей в процесс размышления по конкретному содержанию;

Опора при изучении нового м-ла  на имеющийся опыт, умение предъявить имеющийся опыт

2. Проявление качеств у учащихся в процессе учебной деятельности.

3.Скорость включения в учебную деятельность, скорость и степень самостоятельности в ее осуществлении.

 

 

Наблюдение в ходе урока.

Заполнение карты диагностики по каждому параметру

 (+, --) после посещения и записи фотографии урока;

На уроке учитель посредством различных приемов и методов предоставляет учащимся в полной мере реализовать качества, характеризующие обучаемость.

Учащиеся восприимчивы к изучению нового материала (любого учебного материала), ярко проявляется их готовность к умственному труду (размышляют, анализируют, синтезируют, выделяют главное и детали, делают выводы и пр.), демонстрируют общую эрудицию, самостоятельность. Умеют выбрать более рациональный вариант выполнения учебной задачи.

Быстро включаются в работу на уроке, переключаются на другие виды деятельности.

Очевиден факт осмысленного усвоения ими учебного материала в зоне актуального развития каждого.

Учитель не задумывается о средствах, направленных на развитие уровня обучаемости школьников, затрудняется в объяснении их назначения в уроке.

Учащиеся невосприимчивы к изучению необходимого учебного материала, не включаются в умственную деятельность. Деятельность учащихся в основном репродуктивна, направлена на запоминание, воспроизведение.

Затрудняются в выборе собственного выбора варианта решения учебной задачи (задания), при наличии нескольких вариантов решения затрудняются в выборе наиболее рационального.

С трудом включаются в учебную деятельность, часто отвлекаются.

Темп работы низкий, мало успевают, трудно сделать выводы о том, усвоили они материал или нет.

 

2

Уровень сформированности надпредметных навыков учащихся

-механическое умение читать;

-умение читать осмысленно;

-сформированность арифметических счетно-расчетных навыков;

-умение читать и рисовать;

-умение монологически высказываться;

-умение вести учебный диалог;

-умение читать таблицу, карту, график, диаграмму;

-умение отвечать на вопросы;

-умение формулировать вопросы;

-умение запоминать, воспроизводить по памяти устные и письменные тексты;

-умение выделять главную мысль текста;

-умение составлять простой и сложный планы;

-умение составлять тезисы и конспект;

-умение составлять структурные и логические схемы;

-умение конспектировать с голоса;

-умение действовать по инструкции и алгоритму;

-умение составлять алгоритм действия;

-умение составлять текст по заданной теме, виду жанра;

-умение работать с учебником

-умение работать с дополнительной литературой, справочниками, словарями

Наблюдение в ходе урока за учебной деятельностью учащихся, их общением, выступлениями (ответами).

Заполнение карты

(+, --) по проявлению компонентов надпредметных умений учащихся (см их перечень в графе «Критерии»).

Учащиеся в ходе урока легко апеллируют надпредметными умениями.

Учащиеся затрудняются в счете, построении своего ответа, не умеют задавать вопросы и отвечать на них, не умеют трансформировать материал в схемы или таблицы, затрудняются в чтении готовых схем, таблиц.

Не умеют выделять главную мысль текста, испытывают затруднения в планировании своей деятельности по выполнению учебного задания ( не понимают инструкций, данных в учебнике или учителем). Не умеют составлять алгоритм деятельности и испытывают трудности по выполнению заданного алгоритма.

Не умеют работать и дополнительными источниками, простраивать свой письменный или устный ответ.

 

3

Сформированность учебной деятельности учащихся: 1)сформированность познавательного интереса;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)сформированность целеполагания;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)сформированность учебных действий;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4)сформированность действий контроля;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5)сформированность действий оценки

 

 

 

 

1)от отсутствия интереса к уроку, к изучаемому материалу

к положительной реакции на новизну;

наличию устойчивого учебно-познавательного и даже обобщенного интереса;

 

 

 

 

 

 

 

2)Наличие движения внешней цели учителя к внутренней цели ученика.

Участие в формулировании познавательных и практических целей и задач от участия в процессе до самостоятельного исполнения процедуры.

 

 

 

 

 

 

 

3.Адекватный перенос учебных действий. Самостоятельное построение учебных действий.

Обобщение учебных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Наличие самоконтроля на уровне произвольного внимания.

Наличие рефлексивного контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Наличие адекватно ретроспективной оценки.

Наличие адекватной прогностической оценки.

 

 

Наблюдение за учебной деятельностью учащихся, конспектирование содержания урока по различным видам деятельности учащихся и учителя (фотография урока) после посещения на основе полученных данных заполняет карту диагностики (+, --) с учетом типичных проявлений сформированности учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся включаются в процесс решения учебной задачи, пытаются самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца.

Охотно включаются в процесс выполнения нескольких заданий, работают длительно и устойчиво, принимают предложения найти новые применения найденному способу.

Проявляют творческое отношение к общему способу решения учебных заданий (задач), стремятся получить дополнительные сведения, имеется мотивированная избирательность интересов.

2.Охотно включаются в решение познавательных задач и отвечают на вопросы об их содержании, четко дают отчет о своих действиях после выполнения задания.

Осознают свою цель и структуру найденного способа, могут дать о них отчет.

По собственной инициативе выдвигают содержательные гипотезы, учебная деятельность носит форму активного исследования, активность направлена на содержание способов действия и их применения в различных условиях.

3.Достаточно полно анализируют условия задачи и четко соотносят их с известными способами. Легко принимают косвенную помощь учителя. Осознают и готовы описать причины своих затруднений и особенности нового способа действия.

Критически оценивают свои действия. Находят новый способ решения учебной задачи, осознавая не только его состав, но и принципы (т.е. на чем он основан), осознают сходство между различными модификациями деятельности и их связями с условиями задач.

4.Допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно, правильно объясняются свои действия. Осознанно контролируют процесс решения задачи другими учащимися. Задания, соответствующие схеме, выполняются уверенно и безошибочно. Успешно контролируют не только соответствие выполняемых действий по схеме, но и соответствие самой схемы изменившимся условиям задачи. В ряде случаев самостоятельно вносят коррективы в схему действий, совершая действия безошибочно.

5.Приступая к решению новой задачи, пытаются оценить свои возможности относительно ее решения; свободно и аргументирован.о оценивают уже решенные задачи.

Самостоятельно еще до решения задачи обосновывают свои возможности или невозможности ее решить исходя из четкого осознания специфики усвоенных ими способов и их вариаций, а также границ их применения.

 

Интерес практически не обнаруживается за исключением положительных реакций на яркий забавный материал. Безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняют привычные действия, чем осваивают новые.

Интерес появляется только на что-то новое, но быстро пропадает.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Плохо различают учебные задачи, нет реакции на новизну задачи, не могут выделять промежуточные цели, нуждаются в пооперационном контроле учителя, не могут ответить на вопросы, что сделали или что собираются сделать.

В отношении теоретических задач не могут дать отчета о своих действиях, не могут осуществлять целенаправленных действий.

 

 

 

 

 

 

3.Не осознают содержание учебных действий и не могут дать отчет о них. Ни самостоятельно, ни с помощью учителя (за исключением прямого показа) не способны выполнять учебные действия. Навыки образуются с трудом и оказываются крайне неустойчивыми. Эффективно работают только при пошаговом контроле, самостоятельные действия практически отсутствуют.

 

 

 

 

 

4.Не умеют обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя в отношении неоднократно поворенных действий; часто допускают одни и те же ошибки. Некритически относятся к исправленным ошибкам в своих работах и не замечают ошибок других учащихся.

Сделанные ошибки исправляют неуверенно, в малознакомых действиях ошибаются чаще, чем в знакомых и не исправляют.

 

 

 

 

 

 

5.Всецело полагаются на оценку учителя, не умеют и не пытаются и не испытывают потребности в оценке своих действий ни самостоятельно, ни по просьбе учителя. Не воспринимают аргументацию оценки. Не могут оценить свои возможности относительно поставленной задачи. Если по просьбе учителя и пытаются оценить свои действия, ориентируется не на их содержание, а на внешние особенности решения задачи. Критически относятся к оценке учителя.

 

 

 

 

 

 

 

4

Сформированность ключевых компетентностей:

 

1)компетентность решения проблем;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)информационная компетентность;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)коммуникативная компетентность

 

 

 

 

1) -постановка проблемы;

-целеполагание и планирование деятельности;

-оценка результата.

2)-поиск информации;

-обработка и предъявление информации;

3)-письменная коммуникация;

-устная коммуникация;

-умение работать в группе;

-продуктивная коммуникация (грамотное озвучивание продукта коммуникации).

 

 

 

 

2.Умение искать, получать необходимую информацию и обрабатывать ее различными способами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Владение различными формами коммуникации:

письменными: (монолог, диалог, умение отвечать на вопросы, умение обмениваться идеями);

устными:  (монолог, диалог, умение отвечать на вопросы, умение обмениваться идеями);

работой в группе: (владение процедурами обсуждения, дискуссии презентации результатов);

продуктивной(готовность генерировать, аргументировать и отстаивать собственные идеи).

 

Наблюдение в ходе урока.

Записи в фотографии урока.

Отметки в карте диагностики по типичному признаку.

 

 

 

 

 

 

 

1.Учащиеся формулируют проблему, проводят анализ причин ее существования, последствия существования.

Самостоятельно формулируют цель и задачи деятельности.

Ученики предлагают возможные стратегию и способы решения проблемы на основе анализа альтернативы. Предлагают пошаговые действия, направленные на решение проблемы в соответствии с задачами, обосновывают необходимые для решения ресурсы. Самостоятельно выполняют решение. Предлагают и реализуют собственный способ оценки результата труда.

Анализируют результаты труда с точки зрения жизненных планов на будущее.

2.Ученики сами планируют поиск информации в соответствии с планом работ, обосновывают использование информации того или иного вида, умеют охарактеризовать каждый источник, реализуют предложенный учителем или свой способ разрешение противоречия или проверки достоверности информации, на основе критического анализа разных точек зрения делают собственный аргументированный вывод, подтверждающий или опровергающий проверяемую гипотезу (информацию)

3.Излагают вопросы самостоятельно, предлагают структуру текста в соответствии с нормами жанра, представляют информацию в форме и на различных носителя, адекватных цели коммуникации.

При устных высказываниях реализуют логические или риторические приемы, как предложенные учителем, так и подобранные самостоятельно. Уточняют свое понимание вопроса, заданного на дискредитацию его позиции, если это необходимо, апеллируют объективными данными, авторитету или своему опыту. В защиту своей позиции приводят  множество аргументов.

Умеют работать в группе: самостоятельно договариваться о правилах и вопросах для обсуждения, соблюдать процедуру обсуждения или дискуссии (слушать и слышать друг друга, принимать разные позиции, задавать вопросы, аргументировать собственную позицию и т.д.), выявляют причины неэффективности обсуждения, если таковые возникают. Предлагают свои дополнения к известной процедуре выхода из проблемы. Называют области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий. Согласовывают критерии для сравнительной оценки предложений, прозвучавших в группе.

Представленные выше показатели характеризуют высокий уровень сформированности обозначенных ключевых компетенций.

 

 

 

 

1. Ученики подтверждают понимание проблемы, сформулированной учителем. Подтверждают понимание цели и задач, сформулированных учителем, после завершения работы рассказывают, что ими было сделано, описывают полученный продукт. Высказывают оценочные суждения по полученному продукту и впечатления от работы.

Не более того.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Ученики задают вопросы, указывающие на отсутствие информации во время выполнения деятельности; полагаются при выполнении работы на информацию из указанного учителем источника. Могут изложить полученную информацию, воспроизвести аргументацию и вывод, содержащиеся в изученном источнике.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Учащиеся излагают вопрос с соблюдением норм оформления текста, заданных образцом. Выстраивают свою речь, обращаясь к тексту или помощи учителя, приводят дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос из предложенного учителем источника.

В группе высказываются, следуя теме и процедуре обсуждения, если учитель выступает в роли координатора деятельности. Высказывают идеи, возникшие непосредственно при обсуждении или свое отношение к членам группы, если их к этому стимулировал учитель.

В указанных выше показателях можно говорить о самом низком уровне сформированности ключевых компетенций у  учащихся.