Приказ Министра образования и науки РК от 17 сентября 2013 года № 375 (Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 18октября2013года под № 88 27)
Об утверждении Типовых правил
деятельности по видам общеобразовательных
организаций(начального, основного среднего
и общего среднего образования)
В соответствии с подпунктом 44-5) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1) Типовые правила деятельности организации образования по уровням образования, согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2)Типовые правила деятельностиорганизации образования по профилю обучения, согласно приложению2к настоящему приказу;
3) Типовые правила деятельностиорганизации образования по условиям организации обучения, согласно приложению3 к настоящемуприказу;
4) Типовые правила деятельностимеждународной школы, согласно приложению4 к настоящему приказу;
5)Типовые правила деятельности интернатныхорганизаций, согласно приложению5 к настоящему приказу;
6) Типовые правила деятельностикомбинированных школ, согласно приложению6 к настоящемуприказу.
2. Признать утратившими силу некоторые решения Министра образования и науки Республики Казахстан,согласно приложению7к настоящему приказу.
3. Департаменту дошкольного и среднего образования (Жонтаева Ж.А.):
1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после прохождения государственной регистрации опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
вице-министра образования и науки Абенова М.А.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
Министр А. Саринжипов
Приложение 1
к приказу Министра образования и науки
Республики Казахстан
от «17» сентября 2013 года
№ 375
Типовые правила
деятельностиорганизации образования по
уровням образования
1. Общие положения
1. Настоящие Типовые правила деятельностиорганизации образования по уровням образования(далее – Типовые правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»и определяют порядок деятельности общеобразовательных школ, реализующих общеобразовательные программы начального, основного среднего и общего среднего образования (далее – школа) независимо от форм их собственности и ведомственной подчиненности, за исключением Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы».
2. В настоящих Тивовых правилах использованы следующие понятия:
1) начальная школа – организация образования, реализующая общеобразовательные учебные программы начального образования, а также учебные программы дополнительного образования обучающихся и воспитанников.
2) основная школа – организация образования, реализующая общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего образования, а также учебные программы дополнительного образования обучающихся и воспитанников.
3) общеобразовательная школа -учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, а также учебные программы дополнительного образования обучающихся и воспитанников;
4) предпрофильная подготовка - целенаправленная педагогическая поддержка выбора обучающимся основного среднего образования индивидуальной образовательной траектории.
3.Основные задачи школ:
1) создание условий для развития функциональной грамотности учащихся черезосвоениеобразовательных программ, направленныхна формирование и развитие компетентнойличности;
2) обеспечение получения обучающимися базисных основ наук, предусмотренных соответствующим государственным общеобязательным стандартом образования;
3) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни;
4) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважения к государственным символам и государственному языку, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;
5) воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;
6) приобщение к достижениям отечественной и мировой культуры,изучение истории, обычаев и традиций казахского народаи других национальностей, проживающих в Республике Казахстан.
4.Уровниначального, основного среднего и общего среднего образования реализуется в:
1) начальной школе;
2) основной средней школе;
3) общеобразовательной школе.
5. Школа является основным звеном системы непрерывного образования и предоставляет всем гражданам Республики Казахстан гарантированное государством право и возможность получения бесплатного общего среднего образования в пределах государственных общеобязательных стандартов образования Республики Казахстан (далее - ГОСО), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
2.Порядок деятельности школ
6. Порядок приема в школуосуществляетсясогласно Типовым правилам приема на обучение в организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 января 2012 года № 127.
7. По представлению местного исполнительного органа школа, в пределах закрепленной территории, проводит персональный (пофамильный) учет детей дошкольного и школьного возраста.
8. Порядок комплектования персонала школырегламентируется ее уставом и законодательством Республики Казахстан в областиобразования.
9. В государственной школештатная численность устанавливается согласнотиповых штатов работников государственных организацийобразования, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 2008 года №77.
10. На педагогическую работу в школупринимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по специальности и подтвержденную документами государственного образца об образовании.
11. В государственнойшколе обеспечение учащихся учебниками, учебно-методическими комплексами осуществляетсяза счет средств государственного бюджета.
12. Школана основании двусторонних международных соглашений может устанавливать прямые связи с зарубежными организациями образования, международными организациями и фондами,заключать двусторонние и многосторонние договоры о сотрудничестве, вступать в международные неправительственные организации (ассоциации) в области образования.
13. Содержание образования в школе определяется рабочими программами и учебными планами, разработанными и реализуемыми в соответствии с ГОСО.
Разработку рабочего учебного плана и программ по учебным предметам, входящим в состав вариативной части базисного учебного плана и отражающим специфику конкретной организации, школы осуществляюет самостоятельно.
14. Годовой календарный учебный график в негосударственной школе определяется ее уставом.
15. Расписание занятий в школахутверждается ее руководителем либо лицом, его заменяющим.
В расписании занятий указывается ежедневное количество, продолжительность и последовательность учебных занятий.
Расписание занятий в школахпредусматривает перерыв достаточной продолжительности для питания и активного отдыха обучающихсяи воспитанников.
16. Продолжительность перемен между уроками для учащихся всех видов школсоставляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая.
17. Продолжительность урока в школене должна превышать 45 минут. В первых классах применяют «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки. В сентябре планируют три урока по 35 минут; со второй четверти 4 урока по 35 минут каждый; со второго полугодия уроки по 45 минут. Спаренные уроки не допускаются, за исключением уроков трудового обучения. Для учащихся первых классов в течение года организуетсядополнительные недельные каникулы.
Учебные занятия в школахначинаются не ранее восьми часов. Независимо от продолжительности учебной недели, дневная учебная нагрузка учащихся составляютьне более пяти уроков в начальных классах и не более семи уроков в 5-9 классах, не более восьми уроков в старших классах.
18. В школе при необходимостиоткрываются дошкольные мини-центры и одногодичные предшкольные классы, гимназические, лицейские и профильные классы.
19. Образовательный процесс в дошкольных мини-центрахи предшкольных классах осуществляется с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности: игры, конструирования, изобразительной, музыкальной, театрализованной и другой деятельности, а также предусматривают возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.
20. Начальная школафункционирует в составе основной и общеобразовательной школы или как отдельная школа при наличии необходимых материально-технических, научно-методических и кадровых ресурсов и регистрируется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области образования.
21. Общеобразовательные учебные программы начального образования (1 уровень) направлены на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения для последующего освоения образовательных программ основной школы.
22. В начальной школе должность директора устанавливается при наличии 8 и более классов-комплектов и не менее 240 учащихся.
23. Общеобразовательные учебные программы основного среднего образования (2 уровень) направлены на освоение обучающимися базисных основ системы наук, формирование у них высокой культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределение личности и профессиональную ориентацию.
Общеобразовательная учебная программа включает предпрофильную подготовку обучающихся.
24. Общеобразовательные учебные программы общего среднего образования (3 уровень)разрабатываются на основе дифференциации, интеграции и профессиональной ориентации содержания образования с введением профильного обучения по естественно-математическому и общественно-гуманитарному направлениям.
3. Финансовое обеспечение деятельности школ
25. Финансированиедеятельности школ осуществляется в порядке, установленном в Бюджетном кодексеРеспублики Казахстан.
26. Педагогическим работникам школ устанавливается доплата за ученые степени:
1) для кандидатов наук - в размере одной месячной минимальной заработной платы;
2) для докторов наук и PhD- двух месячных минимальных заработных
плат.
27. Школам для углубленного изучения учебных предметов выделяются средства на факультативы и организацию дополнительных курсов по выбору учащихся из расчета 4 часа на каждый класс.
4. Управление школой
29.Школав своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Казахстан,законами Республики Казахстан, настоящимТиповым правилами уставом школы.
Непосредственное руководство школойосуществляет директор, назначаемый учредителем.
30. Директор школы в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области образованияназначается на должность и освобождается от должности, а также один раз в три года проходит аттестацию.
31. В школе создаются коллегиальные органы управления.