ПЛАН РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ ГУ ООШ №32 на 2019- 2020учебный год
Цели и задачи библиотеки:
1.Обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях.
2.Сбор, накопление и обработка информации и доведение её до пользователей.
3.Оказание консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации.
4. Привлечение детей к чтению через индивидуальную и массовую работу.
5.Способствовать формированию у читателей навыков независимого библиотечного пользователя
Основные функции библиотеки:
1.Образовательная. Библиотека поддерживает и обеспечивает образовательные цели школы, осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образования в школе.
2. Информационная. Библиотека предоставляет возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя.
3. Культурная. Библиотека организовывает мероприятия, формирующие культурное и социальное самосознание, содействует эмоциональному развитию учащихся.
№ п/п |
Название мероприятия |
Дата проведения |
||||
I. Постоянная работа: |
||||||
1 |
Обслуживание читателей согласно расписанию работы библиотеки. Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей Индивидуальная работа с читателями. Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах пользования библиотекой. Выдача справок в читальном зале. |
постоянно |
||||
2 |
Работа с библиотечным фондом. Своевременно вести учет и обработку новых поступлений Прием и обработка: -сверка накладных с поступлением, -запись в книгу суммарного учета, - запись в инвентарную книгу - штемпелевание, -оформление картотеки учебников, -оформление тетради без инвентарного учета |
По мере поступления |
||||
3 |
Работа с педагогическим коллективом Консультационно-информационная работа, направленная на оптимальный выбор учебников в новом учебном году. Информирование учителей о новых поступлениях учебников и учебных пособий. |
В течение уч. года По мере поступления |
||||
4 |
Проведение ежемесячных санитарных дней.
|
1 раз в месяц |
||||
II. Текущая работа |
||||||
1 |
Работа с учебниками: прием и выдача учебников |
По отдельному графику |
||||
2 |
Запись в школьную библиотеку учащихся, поступивших в старшие классы, перерегистрация формуляров |
Август – сентябрь2018 |
||||
3 |
Выдача недостающих учебников и на 2018- 2019уч. год |
Сентябрь, январь |
||||
4 |
Подготовка формуляров и «Тетради выдачи учебников для 1-4 классов» |
Апрель, май |
||||
5 |
Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам, проверки состояния учебников во время сдачи) |
2 четверть |
||||
6 |
Работа по мелкому ремонту книг и учебников. Организация мелкого ремонта литературы и учебников на каникулах |
В течение уч. года на каникулах |
||||
7 |
Оказание помощи в поиске литературных источников при подготовке к проведению предметных недель |
По запросам читателей |
||||
8 |
Работа с должниками. Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников, информирование классных руководителей |
Постоянно |
||||
9 |
Информирование учителей, родителей об укомплектованности учебных фондов |
На совещании при директоре |
||||
10 |
Обмен учебниками с другими образовательными учреждениями |
Май -сентябрь |
||||
11 |
Пополнение портфолио библиотекаря |
Постоянно |
||||
12 |
Помещать информацию о работе библиотеки на сайт школы |
В течение уч. года |
||||
III. Комплектование и организация книжного фонда |
||||||
1 |
Изучение состава фонда и анализ его использования. Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками в новом учебном |
Сентябрь 2018 г |
||||
2 |
Подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году. Утверждение на педагогическом совете перечня учебников на 2019 -2020учебный год |
3 четверть |
||||
3 |
Анализ качественного и количественного состояния учебников. Ежегодная инвентаризация учебников. Составление списка неиспользуемых учебников для обменно-резервного фонда |
Май, июнь |
||||
4 |
Проработать и оформить заказ на учебники на 2019– 2020 учебный год |
февраль |
||||
5 |
Осуществление контроля выполнения сделанного заказа |
постоянно |
||||
6 |
Списание фонда учебников и учебных пособий с учетом ветхости и смены образовательных программ |
В течение учебного года |
||||
7 |
Отобрать и списать ветхую и устаревшую по содержанию литературу из основного фонда |
Январь 2018 |
||||
8 |
Списать брошюры временного значения |
Январь 2018 |
||||
9 |
Изъять из инвентарной книги списанную литературу |
Январь 2018 |
||||
10 |
Выдача списанной литературы на кабинеты. Сдача макулатуры |
По мере списания |
||||
11 |
Своевременно оформить подписку на периодическую печать (при наличии финансирования) |
Ноябрь 2018, май 2019 |
||||
12 |
Комплектовать библиотечный фонд на традиционных и нетрадиционных носителях информации |
В течение уч года |
||||
13 |
Приём литературы, полученной в дар, учёт и обработка |
по мере пост. |
||||
14 |
Пополнять фонд информационными ресурсами сети интернет |
В течение уч. года |
||||
15 |
Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах |
Постоянно |
||||
IV. Массовые мероприятия |
||||||
1 |
Слайд-урок, посвященный к 26- летию Независимости Республики Казахстан |
1 четверть |
||||
2 |
Слайд-урок, посвященный к 25- летию Астаны |
4 четверть |
||||
3 |
Слайд-викторина «Есть чудо на земле с названьем дивным – книга!» (5 - 6 кл.) |
4 четверть |
||||
4 |
Библиотечный урок «Держава мудрости». Знакомство с библиотекой. Правила пользования библиотекой ( 1 кл.) |
2 четверть |
||||
5 |
Краеведческий час в библиотеке (7-8 кл.) |
3 четверть |
||||
Индивидуальная работа |
|
|||||
Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов |
|
Постоянно |
Библиотекарь |
|||
Рекомендательные беседы при выдаче книг |
все |
В течение года |
Библиотекарь |
|||
Беседы о прочитанном |
1-5 классы |
В течение года |
Библиотекарь |
|||
Беседы о новых книгах (книжные выставки новых поступлений) |
все |
По мере поступления |
Библиотекарь |
|||
Выставка одной книги «Это новинка!» |
все |
По мере поступления |
Библиотекарь |
|||
«Десять любимых книг» - рейтинг самых популярных изданий (оформление выставки) |
все |
Май2019 |
Библиотекарь |
|||
Оказание помощи при составлении учебных проектов. Библиотечное обслуживание читателей (учащихся, педагогов, родителей). |
все |
В течение года |
Библиотекарь |
|||
Беседы о новых книгах, поступивших в библиотеку |
Библиотекарь |
|||||
Оказание помощи и подбор нужной информации для решения викторины учащимся |
|
Библиотекарь |
||||
Оказание помощи при составлении учебных проектов, рефератов.
|
Старшие классы |
|
Библиотекарь |
|||
Работа с родителями |
||||||
1 |
Оказывать консультативную помощь в приобретении учебников. |
все |
Май, июнь, Август |
|||
2 |
Предоставление родителям информации о новых учебниках. Составление библиографического списка учебников, необходимых школьникам к началу уч. г. |
|
|
|||
3 |
Отчет обеспечения уч-ся учебной литературой на родительской конференции |
|
|
|||
4 |
Информация для родителей «Читаем в зимние, летние каникулы» |
|
декабрь |
|||
5 |
Выступление на родительских собраниях по классам с информацией о чтении детей младшего – школьного возраста. |
|
По мере надобности |
|||
6 |
Подготовка к праздничному концерту ко Дню Учителя |
|
Октябрь |
|||
7 |
Оказание помощи учителям в проведении открытых занятий. |
|
По запросу |
|||
8 |
Подбор литературы, оформление выставок, проведение игр, обзоров литературы в помощь учителям предметникам, кл. руководителям |
|
По запросу |
|||
9 |
Продолжить работу с библиотечным активом *проводить заседания библиотечного актива; * участие в рейдах по проверке сохранности учебников; * оказание помощи в обработке фондов, оформлении, соблюдении порядка в библиотеке |
актив |
Октябрь |
|||
10 |
Составить план работы |
|
Октябрь |
|||
11 |
Заседания актива |
|
1 раз в месяц |
|||
12 |
Силами актива проводить ремонт книг, подшивку журналов и газет |
|
В течение года |
|||
13 |
Подведение итогов движения фонда. Анализ обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями на учебный год |
|
Сентябрь |
|||
14 |
Утверждение перечня учебников на учебный год |
|
Сентябрь,июнь |
|||
15 |
Формирование общешкольного заказа на учебники |
|
Январь |
|||
16 |
Оформление заказа |
|
Январь |
|||
17 |
Прием и обработка поступивших учебников: - оформление накладных - запись в книгу суммарного учета - штемпелевание - оформление картотеки |
|
По мере поступления |
|||
18 |
Составление отчетной документации, диагностика уровня обеспеченности учащихся учебниками |
|
По мере требования |
|||
19 |
Прием и выдача учебников |
|
Май-июнь Август - сентябрь |
|||
20 |
Оформление выставки «Знакомьтесь – новые учебники». |
|
По мере поступления |
|||
21 |
Списание фонда с учетом ветхости и смены программ. |
|
Июнь, декабрь |
|||
22 |
Рейд по проверке сохранности учебников |
|
октябрь, апрель |
|||
23 |
Составление электронного каталога «Учебники и учебные пособия» |
|
В течение года |
|||
24 |
Обеспечение свободного доступа в библиотеке: - к художественному фонду (для учащихся 1-4 классов) - к фонду периодики (для всех) |
|
Постоянно |
|||
25 |
Выдача изданий читателям |
|
Постоянно |
|||
26 |
Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах |
|
Постоянно |
|||
27 |
Систематическое наблюдение за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий |
|
Конец четверти |
|||
28 |
Работа по мелкому ремонту литературы с привлечением актива библиотеки и учащихся на уроках труда в начальных классах |
|
По мере потребности |
|||
29 |
Периодическое списание фонда с учетом ветхости, морального износа и невостребованности |
|
Июнь |
|||
30 |
Оформление подписки на 1,2 полугодие 2019года |
|
Ноябрь, май |
|||
31 |
Акция «Подари книгу библиотеке». |
|
май |
|||
32 |
Создание картотек: «Внеклассная работа», СКС периодических изданий. |
|
В течение года |
|||
33 |
Работа с электронной каталогизацией фонда |
|
В течениегода |
|||
34 |
Экскурсия в библиотеку «Дом, в котором живут книги» |
1 к |
февраль |
|||
35 |
«Посвящение в читатели». |
1 кл |
март |
|||
36 |
Беседы, консультации на темы: Роль и назначение библиотеки. Понятие абонемент, читальный зал. Расстановка книг на полках, самостоятельный выбор книг при открытом доступе (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг). Правила и умения обращаться с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение умению обернуть книгу, простейшему ремонту книг... |
все |
постоянно |
|||
37 |
Участие в городских семинарах проводимых отделом образования. |
|
В течение года |
|||
38 |
Принимать участие в работе семинаров, методических объединений. |
|
В течение года |
|||
39 |
Самообразование: - чтение газеты «Библиотека в школе», «Библиотека»; - приказов, писем, инструкций о библиотечном деле. |
|
В течение года |
|||
40 |
Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
|
|
В течение года |
|||
Повышение квалификации.
- Работа по самообразованию:
- освоение информации из профессиональных изданий;
- использование опыта лучших школьных библиотекарей;
- посещение семинаров, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях, индивидуальные консультации.
2. Регулярное повышение квалификации.
3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
4.Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий: компьютеризация библиотеки, использование электронных носителей, создание видеотеки, аудиотеки и т.д.
Работа с библиотечным фондом.
1. Изучение состава фонда и анализ его использования.
2. Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации.
3. Формирование общешкольного заказа на документы основного фонда (при наличии бланка-заказа).
4. Комплектование фонда (в том числе периодикой) в соответствии с образовательной программой школы.
5. Оформление подписки на периодику, контроль доставки.
6. Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений.
7. Учет библиотечного фонда.
8. Прием и оформление документов, полученных в дар, учет и обработка.
9. Выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам (в том числе оформление актов и изъятие карточек из каталогов).
10. Выдача документов пользователям библиотеки.
11. Расстановка документов в фонде в соответствии с ББК.
12. Оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, индексов), эстетика оформления.
13. Проверка правильности расстановки фонд
14. Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации.
15. Работа по сохранности фонда:
- Организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности.
- Систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий.
- Обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке.
- Организация работы по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива.
- Обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда.
16. Оформление накладных и их своевременная сдача в централизованную бухгалтерию.
17. Инвентаризация.
Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно-библиографическая работа.
1. Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний:
- знакомство с правилами пользования библиотекой;
- знакомство с расстановкой фонда;
- ознакомление со структурой и оформлением книги;
- овладение навыками работы со справочными изданиями и др.
Воспитательная работа.
1.Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
2.Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы:
- беседы;
- диспуты;
- литературные игры;
- викторины;
- библиотечные занятия и т.д.
3.Популяризация лучших документов библиотечными формами работы, организация выставок и стендов и проведение культурно-массовой работы.
4. Создание актива библиотеки и работа с ним.
5. Работа с другими библиотеками.
Информационная работа.
1.Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников:
- совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы;
- обзоры новых поступлений;
- подбор документов в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий;
- оформление книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету;
- помощь в подборе документов при работе над методической темой школы;
- помощь в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний метод. объединений и т.д.
2.Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием учащихся:
- на абонементе;
- подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д.;
- помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям;
- проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий.
3.Информационное обслуживание родителей обучающихся:
- информирование о пользовании библиотекой их детьми;
- оформление выставок документов для родителей на актуальные темы;
- индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для обучающихся:
- выступление на родительских собраниях с информацией о новых поступлениях в фонд библиотеки.
Плана работы с учебным фондом.
1. Составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники с учетом их требований, его оформление.
2. Согласование и утверждение бланка-заказа администрацией школы, его передача районному методисту.
3. Контроль за выполнением сделанного заказа.
4. Прием и техническая обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в книгу суммарного учета, штемпелевание, оформление картотеки.
5. Оформление отчетных документов (анализ использования вариативных программ, диагностика уровня обеспеченности учащихся и др.).
6. Прием и выдача учебников.
7. Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.
8. Периодическое списание ветхих и устаревших учебников.
9. Проведение работы по сохранности учебного фонда.
10. Работа с резервным фондом учебников:
- ведение его учета;
- размещение на хранение;
- составление сведений для картотеки межшкольного резервного фонда;
- передача в другие школы.
11. Изучение и анализ использования учебного фонда.
12. Работа с каталогами, тематическими планами издательств на учебно-методическую литературу.
13. Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы.
14. Расстановка новых изданий в фонде.
15. Проведение рейдов по проверке состояния учебников.
16. Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная передача в бухгалтерию.