Размер шрифта:
↑Наверх
Сенім телефоны
8-718-2-62-12-92
email: sosh23@goo.edu.kz
Мекенжайы: Павлодар қ., Бакинская көш., 4
611290, 611296, 611297
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Сәрсенбі 16.00 - 17.00, Сейсенбі 16.00-17.00
Бір жылда
Бір айда
Бір аптада
Кеше
ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Оразалина Г.А., учитель биологии и химии

Критическое мышление для современного человека необходимо при любом профиле образования и в любой сфере деятельности. Это – необходимый инструмент для творчества, личной и профессиональной культуры и попросту для выживания в современном мире. При возрастающем количестве источников информации и ее огромном объеме без определенного психологического «фильтра» можно попросту не выжить и потерять себя как личность. Нынешнее образование на всех его ступенях ставит первоочередной задачей формирование критического мышления [1]. Кембриджская система конструктивного обучения предлагает обучение критическому мышлению в диалоге [2, 3, 4], через аргументирование [5] и взаимосвязь теории с практикой [6]. Однако существует немало препятствий для реального формирования критического мышления у учащихся, которые делают усилия школы не всегда успешными. На мой взгляд, это в первую очередь факторы семейного воспитания и влияние другого близкого микросоциального окружения, а также изобилие разнообразной и не всегда правдивой информации. В числе таких препятствующих факторов мы бы назвали следующие. Во-первых, это влияние семьи и другого близкого родственного окружения из числа людей старшего поколения, которые выросли при социализме. А тогда было весьма ограниченное количество доступных источников информации (центральные, жестко контролируемые цензурой периодические издания), которые заставляли воспринимать на веру. Нынешние дедушки и бабушки до сих пор считают, что все, что пишут в газетах или говорят по телевидению – правда. Это поколение пожилых людей воспитало родителей нынешних учеников, и у этого родительского поколения под влиянием такого семейного воспитания не успело сформироваться критическое мышление, своего рода «информационный иммунитет» на неожиданно свалившееся количество информации, в том числе из электронных источников (тогда как такой «социальный иммунитет» к СМИ давно уже есть у жителей цивилизованных стран). Во - вторых, это появление качественно новых и легкодоступных ее источников (электронные ресурсы сети Интернет). Такой всплеск информации можно уподобить эпидемии заразной болезни, против которой почти ни у кого нет иммунитета и еще не придумано действенных вакцин. Выход из сложившегося положения должен начинаться в первую очередь со школы и учителей. Необходимо регулярно проводить целенаправленные учебно-воспитательные мероприятия, направленные на развитие критического мышления, а также обеспечивать учебные задания, которые не давали бы знания в готовом виде и из одного источника, а заставляли бы искать и критически анализировать многие источники, добывать часть знаний самостоятельно и подкреплять их практикой. Условиями для формирования критического мышления могут быть следующие виды работ как на уроках, так и при проведении воспитательных мероприятий: 1) Ознакомление с различными источниками информации (заведомо истинными и заведомо ложными) с их критическим анализом. При этом источником логичной и последовательной критики должен стать ранее изученный в школьном курсе учебный материал, трудовой или бытовой жизненный опыт. 2) Работа в группах и парах, включающая формулирование вопросов и получение ответов на них. Активное несогласие партнеров является лучшим источником и способом формирования критического мышления: спорная ситуация обсуждается всей группой (классом) или совместно с учителем. 3) Диспуты, беседы и дебаты, в ходе которых участники задают друг другу наиболее смелые и острые вопросы. Часть из этих вопросов могут какое-то время остаться без ответа, перейти на следующий урок или классный час, стать темой реферата, домашнего задания, самостоятельного исследования. 4) Проектная деятельность, предполагающая и критический анализ многих литературных и электронных источников, и выполнение небольшого самостоятельного исследования. 5) Лабораторные работы, результаты и выводы которых могут получиться неожиданными. Их необходимо обсудить: проанализировать корректность выполнения, исключить методические ошибки, предположить о возможной причине полученных результатов. 6) Непосредственные наблюдения в природе, результаты которых могут расходиться с имеющимися в литературе данными. При обсуждении нужно выяснить, получали ли такие данные о данном биологическом объекте по региону, или же имеющаяся информация относится к совсем другим регионам, отличающимся климатическими и другими особенностями. 7) Согласование получаемых в школе научных знаний с прямым или косвенным бытовым жизненным опытом (который имеется у ученика уже к первому классу); коррекция бытовых представлений, формирование функциональной грамотности на основе критического мышления. Функциональную грамотность можно считать конечной точкой глубокого усвоения и понимания учебного материала, который будет предопределять повседневные суждения и действия человека и служить базой для развитого критического мышления. То есть мы реализуем схему, сформулированную еще древнекитайскими философами: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму».   Список использованных источников:
  1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. (Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан). Третье издание. Астана: АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», 2012. – 306 с.
  2. Alexander, R. J. (2001) Culture and Pedagogy: international comparisons in primary education [Куль­тура и педагогика: международные сравнения в начальном образовании]. Oxford: Blackwell Publishers.
  3. Alexander, R. J. (2004) Towards dialogic teaching: rethinking classroom talk [В сторону диалогиче­ского преподавания: переосмыслить беседу в классе]. Cambridge: Dialogos UK.
  4. Alexander, R. J. (2008). Towards Dialogic Teaching. Rethinking classroom talk [К диалогическому обучению. Пересмотр разговора в классе]. 4th edition, York: Dialogos.
  5. Mercer, N. (2000) Words and Minds [Слова и умы]. London: Routledge.
  6. Schon, D. (1983) The Reflective Practitioner. How professionals think in action [Рефлексирующий практик. Как профессионалы думают в действии]. London: Temple Smith.