Сегодня, в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей особенно значимой становится роль школы, как гаранта мира и общественной нравственности. В связи с этим время ставит нас перед необходимостью пересмотреть свои взгляды на воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении. Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способной к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемыми и, самое важное, эффективным. Школа использует свою стратегию и тактику в воспитании, основанную на компетентностном подходе.
Исходя из этого, главной целью воспитательной работы школы является: Создание образовательно-воспитательной среды, способствующей патриотическому, духовно-нравственному, физическому развитию и социализации ребенка, через обеспечение доступности качественного образования в условиях эффективной работы школы.
В школе был разработан план мероприятий в рамках программы «Рухани жаңғыру», также разработан и утвержден исследовательско-краеведческий проект «Туған жерге тағзым». Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданственных качеств на основе усовершенствования программы «Рухани жаңғыру»;
2. Развитие казахстанского патриотизма и духовно-нравственного развития учащихся в рамках реализации Патриотического акта «Мәңгілік ел»;
3. Совершенствование системы качества дополнительного образования;
Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа.
«Программа «Рухани жанғыру» определяет патриотическое направление, выраженный в любви к родной земле, ее культуре, обычаям и традициям казахского народа. Чтобы наша Республика стала процветающей, конкурентоспособной страной, мы должны привить подрастающему поколению – уважение к историческим традициям, культуре родной земли, духовной культуре.
С целью развития познавательной деятельности у школьников был разработан график посещения музеев города Павлодар. Согласно графику учащиеся 5 «а» классав сентябре месяцепосетили Павлодарский областной художественный музей. В музее представлено большое собрание живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.Ребята с интересом просмотрели все экспонаты и вернулись домой с кучей эмоций.
Учащиеся 5 «б» класса посетили дом музейимени Д.Багаева. В этом доме жил и работал краевед, летописец Павлодарского Прииртышья, основатель и первый директор Областного историко-краеведческого музея, выдающийся фотограф, известный далеко за пределами Казахстана, Дмитрий Поликарпович Багаев.
Учащиеся 8 "А" класса посетили музей имени Бухар жырау. Познакомились с исторей, для детей была представлена замечательная выставка. Ребята познакомились с творчеством и жизнью писателей Павлодарского приыртышья.
14 октября в рамках воспитательной работы «Рухани жаңғыру» для учащихся в школе прошли ряд следующих мероприятий: классный час для учащихся 1-11 классов «Мой взгляд в будущее», соревнования по национальной игре «Асық games» 3-6 классы, урок национального декоративно-прикладного искусства «Достық шеберханасы», музыкальный флешмоб – единый день исполнения кюев Курмангазы. Дети провели свой день интересно и очень плодотворно.
В целях формирования класс коллективов учащиеся 1-ых классов во рвремя осенних каникул во главе с классными руководителями посетили село Орловка Щербактинского района. Во время экскурсии ребята познакомились с достопримечательностями данного села, посетили животноводческое хозяйство и музей истории становления Щербактинского района.
В преддверии праздника Дня первого президента РК, 27 ноября в актовом зале для учащихся школы прошел просмотр фильма «Болашаққа бағдар». Ребята снова прослушали и просмотрели информацию по программе «Рухани жаңғыру».
11 ноября в рамках проекта «Ұлы дала елі» во всех классах прошел открытый урок «Под единым шаныраком». Цель урока: воспитать у учащихся чувство патриотизма, ценить мир между народами, проживающими на территории Казахстана.
Для учащихся школы был проведен семинар на тему «Переход казахского языка на латинский алфавит». В данном семинаре приняли участие приглашенные гости из ИнЕУ профессор, доктор филологических наук Иманбаева Гайша Ертаевна, и PhDдокторы Молдағали Бахытгүл. Ребята смогли задать свои интересующие вопросы и получить развернутые ответы.
14 декабря в рамках республиканского проекта «Рухани жаңғыру» в школе снова были проведены соревнования по казахской национальной игре «Асык ату»среди учащихся 3-4 классов.
Также были проведены мероприятия посвященные государственным праздникам РК. В честь празднования Дня Независимости РК в школе прошли следующие мероприятия:
- Для учащихся начальной школы праздничный концерт «Давайте Родину сегодня будем славить»;
- Просмотр фильма «День Независимости»;
- Веселые переменки «Игры народов казахстана»;
- Книжная выстака «День независимости РК»;
- Праздничный концерт «Тәуелсіздік деп соғады жүрегім» для учеников 5,6,7 классов;
- Принятие учащихся 5 классов в ряды ДЮО «Жас Ұлан»;
- Классные часы;
- Праздничный концерт «Нам дороже всего Независимость наша» для учащихся 8,9,10,11 классов и учителей
- вчесть празднования «80-летия Павлодарской области» в школе прошел конкурс рисунков и книжная выставка по данной тематике. Активное участие в конкурсе рисунков приняли учащиеся начальной школы.
15 января в школе прошел единый классный час, посвященный «80-летию Павлодарской области». Классный час был посвящен историческим личностям г.Павлодара. Это Бухар жырау-350 лет, Муса Шорманов- 200 лет, Машхур Ж.Копеев- 160 лет, С.Торайгыров-125 лет, Е.Беркимбайев-150 лет.
Цель классного часа:
1) расширить, обобщить знания учащихся об истории Павлодарской области.
2) развивать чувство патриотизма и гражданственности у учащихся, стремление быть полезным для своей страны;
Также учитель истории Шарафиева А.З. провела внеклассное мероприятие в 6 «Д» классе «История в лицах». Учащие подготовили доклады, презентации, отвечали на интеллектуальные вопросы.
1 февраля во всех классах прошел классный час. Во время классного часа в целях пропоганды политики Главы государства детям была презентована книга «Эра Независимости». В книге показывается суть «казахстанской модели» развития, ее эволюция, основные принципы, механизмы и движущие силы. Большое место занимает рассмотрение трех волн модернизации Казахстана.
11 января во всех параллелях прошел классный час, посвященный программе «Рухани – жаңғыру».
Цель: продвижение ценностей духовного возрождения: обсуждение возможностей третьей модернизации для личностного роста каждого казахстанца.
3 февраля для родителей учащихся начальной школы прошли родительские собрания. На повестке дня были следующие вопросы:
1) итоги 2 четверти;
2) знакомство с изменениями в уставе школы;
3) школьная форма;
4)знакомство родителей с государственной программой «Рухани жаңғыру».
В предверии празднования 8 марта, в рамках акции "Спасибо, Вам учителя", прошел праздничный концерт с приглашением ветеранов Педагогического труда. Итогом концерта стала акция "Запуск шаров желаний" выпускниками школы и Ветеранами Педагоги еского труда.
Наурыз мейрамы — праздник весеннего обновления в Казахстане. По восточному календарю Наурыз - начало нового года, совпадает с днем весеннего равноденствия. Для казахов этот праздник является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы.
В честь празднования Наурыз мейрамы в школепрошли следующие мероприятия:
- в фойе школы был оформлен этнический уголок:
- праздничный концерт «Наурыз думан» для 6-7 праллели;
- праздничный концерт «Қош келдің, әз Наурыз!» для параллели 2, 3, 4 классов;
- конкурс рисунков «Наурыз мейрамы»;
- концертная программа «Наурыз! Наурыз! Наурыз!» для параллели 5 классов;
- концертная программа «Әз, Наурыз» для параллели 8-9 классов;
- экскурсия «Мой Павлодар» на автобусе с посещением мечети, церкви, историко-краеведческого музея (5а, 5в, 6в, 6г, 7в);
- 22 марта для жителей микрорайона праздничный концерт.
В течении учебного года в целях реализации программы «Рухани жаңғыру» в школе запустили проект «Туған жерге тағзым». Целю проекта является содействие сохранению, использованию и популяризации краеведческих знаний, всестороннему научному исследованию края, социально-экономическому и культурному развитию края, духовному, эстетическому, интернациональному и патриотическому воспитанию учащихся.
Первые исследовательские работы защитили учащиеся 10 классов по направлению – выпускники СОШ №29, 9 классы – ветераны педагогического труда, 8 классы – музеи Павлодара. Учащиеся проводят наблюдения, ведут интервью со специалистами и старожилами, опросы населения, знакомятся с редкими архивными материалами и т.д. для расширения темы своего исследования. 7 классы работали над темой Памятники города Павлодара, 6 классы-Учебные заведения и 5 классы-У лицы города Павлодара. Начальная школа работала над темами: Библиотеки города Павлодара, Ветераны ВОВ, Известные спортсмены и Известные писатели Павлодарской области.
Каждый класс подготовил мультимедийную презентацию по теме исследовательской работы, которую защитили перед жюри. Все проекты были собраны в целях пополнения школьного музея.
По реализации программы школьный музей совместно со школьной библиотекой проводят мероприятия по популяризации литературы краеведческого содержания, повышает интерес к краеведческой книге, произведениям казахстанских авторов.
В рамках реализации спецпроекта «Сохранение национальной идентичности» программной статьи Главы государства «Рухани жаңғыру»учителя истории провели среди 8-х классов необычную олимпиаду. Целью школьной олимпиады является воспитание любви к Родине, ее истории, культуре, знание и понимание традиций, обрядов и обычаев казахского народа. По итогам олимпиады лучшие знатоки награждены грамотами.
На весенних каникулах была организована совместно с компанией "Атамекен-Тур" экскурсия, поездка по городу на автобусе "Менің қалам". Целью экскурсии является патриотическое воспитание обучающихся, формирование у подрастающего поколения интереса к историко-краеведческому наследию. В экскурсии приняли учасние более 150 детей. Экскурсиия проходила несколько дней.
Согласно программной статье Главы Государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» определены направления:
1. Конкурентоспособность
2. Прагматизм
3. Сохранение национальной идентичности
4. Культ знания
5. Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана
6. Открытость сознания
Данная программа призвана соединить рациональное и эмоциональное отношение к Родине. В нашей школе есть разработанный план по которому наши учащиеся становятся участниками круглых столов, виртуальных путешествий, викторин, литературных чтений, спортивных мероприятий о нашей Родине – Казахстан. В школе оформлен стенд, в котором отражены данные направления с их значимостью для государства. В школьной библиотеке собран материал по данной программе, который постоянно пополняется.
ПОДПРОГРАММА «ТӘРБИЕ ЖӘНЕ БІЛІМ»
Развитие политической, социальной и экономической сфер жизни сопровождается опережающим преобразованием общественного сознания.
Преобразование общественного сознания требует реализации проектов, позволяющих ответить на глобальные вызовы без утраты традиций и обычаев народа Казахстана.
Одно из главных условий – сохранение своей культуры и собственного национального культурно-генетического кода. Национальный код любого народа формируется через особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям.
Патриотизм начинается именно с любви к своей земле, малой родине. От малой родины начинается любовь к большой родине – своей родной стране.
Для достижения конечных результатов Подпрограммы будет реализован следующий базовый проект «Өлкетану»,краеведческое образование способствует духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся и реализуется через учебные предметы, дисциплины, также различные внеурочные факультативные занятия и кружковую работу.