Размер шрифта:
↑Наверх
Сенім телефоны
8(718-2)-54-54-51
email: sosh29@goo.edu.kz
Мекенжайы: Қазақстан Республикасы Павлодар қаласы, Катаев көшесі 22
Жетекшісі: 54-54-33. Қабылдау бөлмесі: 54-54-51
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Дүйсенбі сағат 16.00-ден 18.00-ге дейін Бейсенбі 15:30-дан 17:30-ға дейін
Главное достоинство учителя - это:
Голосовать
Человеческие качества - 156
Любовь к детям - 137
Блестящее знание предмета - 73
Качество подготовки к экзаменам - 72
Всего проголосовало: 438
Смотреть результат
Бір жылда
Бір айда
Бір аптада
Кеше
3Б сынып

 

Орыс тілі

1.     Спишите, вставьте пропущенные  орфограммы. Определите  число, время  глаголов. Выполните  разборы.

 

Белки.

   В  тёмн…  елов…²  лесу  с  утра  до  поз…н….  веч…ра  хл..почут  пр…ворные  белки. То  з…берутся  на  в…рш…ну²  высок…².  ел….,  то  п..р…м…хнут²  с  суч…П на  сучок,  то  спускаются  вни…  г…л…вой  на  землю  с…бирать  гр…бы.

        В  р..звилин…  елов….  суч…ка  сушатся  у  белок  кр…сн…г…ловые²   п…д…синов…ки², тонк…ногие²  маленькие  опёнки.

       Поз…н….  осенью  п..р…оденутся  рыж…е  белки  в  серые  зимние  шу…ки.

      В  в…рш…нах  густых  ёлок  прячутся  тёплые  гнёзда  белок. В  них  они  сп…саются  от  лютых³  м…розов  и  в…тров. (синтаксический  разбор)

2.     Выпиши  в  три  столбика  местоимения, которые  употребляются  вместо:

1)    существительных;

2)    прилагательных;

3)    числительных (часть речи, обозначающая  число)

                  Я  гайки  делаю, аты для гаек  делаешь  болты. У  меня  растут  года, будет  и  семнадцать. Сделали  вот  столько  стульев  и  столиков! Гудок  зовёт, и мы  приходим  на  завод. В  кошки-мышки  наша  мама  не  велела  нам  играть. Голосок  твой  так  хорош. Очень  сладко  ты  поёшь!  У  маленькой  Мэри  большая  потеря: пропал  её  правый  башмак. Приходи  к  нам, тётя  кошка, нашу  детку  покачать.

  Математика

 

УЧИМ ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНИЯ. 

 

1) NB.Начинать учить таблицу лучше с конца, т.е. не с 2х2=, а с 9х2=, потом переходить на таблицу 8х2=…, потом на 7х2=…, потом 6х2=… и т.д.

Примечание. Во-первых, когда ребенок "спустится" до столбика умножения на 5, то ему уже, практически учить ничего и не придется, во-вторых, если начинать с таблицы умножения традиционно снизу вверх по мере усложнения, то очень часто детки так и не выучивают качественно умножение на 6, на 7, на 8, на 9.

2) Учить таблицу нужно не только как стишок (причем снизу вверх и сверху вниз в каждом столбике), т.е. подряд, но и обязательно вразброс: х9, х2, х6, х8...

3) Изучая каждый столбик таблички, обязательно спрашивать ребёнка, переставляя местами множимое и множитель, т.е. 9х6=54, а сколько будет 6х9 =?

Примечание. Во-первых, таким образом ребенок автоматически учит уже примеры из последующих столбиков, а во-вторых, ребёнок на практике осознает математическое правило, что от перестановки умножаемых цифр, результат не изменится.

4) Не переходить к следующему столбику, пока предыдущий не будет у ребёнка "отскакивать от зубов" (и как стишок туда-обратно, и в разброс, и с перестановкой местами умножаемых цифр).

Примечание. Если у моего сына на заучивание таблицы на 9 ушло с недельку (я его не торопила), то на таблицу умножения на 8 уже дня четыре, а потом он каждый столбик запоминал всё быстрее и быстрее.

Занимательное о таблице умножения на 9. 
(но детям лучше об этом рассказать после того, как они выучат таблицу умножения).


1) В тетради по математике (автор Л. Г. Петерсон) описан способ умножения на 9 на пальцах.
Положить все 10 пальцев веером перед собой ладошками вниз и загадать число, которое хочешь умножить на 9. Например, 8. Найти 8-й по счету палец (считать от левого мизинца до правого): слева от этого [т.е. восьмого] пальца будут семь пальцев, это - число десятков, справа от него будут 2 пальца - это единицы. Итак: 9х8 = 72.

2) Мой сын придумал свой способ умножения на 9 (конечно, это не доказательство теоремы Ферма, и по сути его способ есть суть того, что описан у Петерсон, но это было "первым открытием" моего сына в математике).
Например, умножаем 9 на 8:
- от 8 отнимаем один, равно 7, это будут десятки (т.е. семьдесят).
- смотрим, сколько будет от 8 до десяти: это равно 2, это и будут единицы.
Итак 9х8 = 72.

3) Мой способ умножения на 9, который я придумала в детстве.
Число, которое умножаешь, превращаешь в десятки и его же вычитаешь. Например, 9х8, то же самое, что и 80-8=72 (9х5=50-5)

ть — двадцать семь.
Это нужно помнить всем.

3×10

Три девицы под окном
Наряжались вечерком.
Перстни меряли девицы:
Трижды десять — будет тридцать.

4×4

Четыре милых свинки
плясали без сапог:
Четырежды четыре — шестнадцать голых ног.

4×5

Четыре учёных мартышки
Ногами листали книжки…
На каждой ноге — пять пальцев:
Четырежды пять — двадцать.

4×6

Шла на парад
Картошка-в-мундире:
Четырежды шесть — двадцать четыре!

4×7

Цыплят считают под осень:
Четырежды семь — двадцать восемь!

4×9

У Бабы Яги сломалась ступа:
«Четырежды восемь» — тридцать два зуба! -
Беж жубов ей нечем есть:
- Четырежды девять — «тридцать шешть»!

4×10

Гуляли сорок сорок,
Нашли творожный сырок.
И делят на части творог:
Четырежды десять — сорок.

5×5

Вышли зайцы погулять:
Пятью пять — двадцать пять.

5×6

Забежала в лес лисица:
Пятью шесть — выходит тридцать.

5×7

Пять медведей из берлоги
Шли по лесу без дороги -
За семь верст кисель хлебать:
Пятью семь — тридцать пять!

5×8

Влезть сороконожке
Трудно на пригорок:
Утомились ножки -
Пятью восемь — сорок.

5×9

Встали пушки на пригорок:
Пятью восемь — вышло сорок.

Пушки начали стрелять:
Пятью девять — сорок пять.

5×9

Если лаптем щи хлебать:
Пятью девять — сорок пять…
Будет этот лапоть
Всем на брюки капать!

5×10

Рыли грядку кабачков
Пять десятков пятачков.
И хвостов у поросят:
Пятью десять — пятьдесят!

6×6

Шесть старушек пряли шерсть:
Шестью шесть — тридцать шесть.

6×7

Шесть сетей по шесть ершей -
Это тоже тридцать шесть.
А попалась в сеть плотва:
Шестью семь — сорок два.

6×8

Бегемоты булок просят:
Шестью восемь — сорок восемь…

6×9

Нам не жалко булок.
Рот откройте шире:
Шестью девять будет -
Пятьдесят четыре.

6×10

Шесть гусей ведут гусят:
Шестью десять — шестьдесят.

7×7

Дураков не жнут, не сеют,
Сами нарождаются:
Семью семь — сорок девять…
Пусть не обижаются!

7×8

Раз олень спросил у лося:
- Сколько будет семью восемь? -
Лось не стал в учебник лезть:
- Пятьдесят, конечно, шесть!

7×9

У семи матрёшек
Вся семья внутри:
Семью девять крошек -
Шестьдесят три.

7×10

Учат в школе семь лисят:
Семью десять — семьдесят!

8×8

Пылесосит носом
Слон ковры в квартире:
Восемь на восемь -
Шестьдесят четыре.

8×9

Восемь медведей рубили дрова.
Восемью девять — семьдесят два

8×10

Самый лучший в мире счёт
Наступает Новый год…
В восемь рядов игрушки висят:
Восемью десять — восемьдесят!

9×9

Свинка свинёнка решила проверить:
- Сколько получится «девять на девять»?
- Восемьдесят — хрю — один! -
Так ответил юный свин.

9×10

Невелик кулик, а нос-то:
Девятью десять — девяносто.

10×10

На лугу кротов десяток,
Каждый роет десять грядок.
А на десять десять — сто:
Вся земля как решето!

Таблица умножения в стихах


Для лучшего запоминания таблицы умножения можно использовать стихи. Например, такие:

А. Усачев. Таблица умножения в стихах.

Что такое Умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней — умножить раз,
Чем слагать всё целый час.

1×1

Один пингвин гулял средь льдин.
Одиножды один — один.

1×2

Один в поле не воин.
Одиножды два двое.

2×2

Два атлета взяли гири.
Это: дважды два — четыре.

2×3

Сел петух до зари
На высокий шест:
- Кукареку!..Дважды три,
Дважды три — шесть!

В пирог вонзилась пара вилок:
Два на четыре — восемь дырок.

2×5

Двух слонов решили взвесить:
Дважды пять — получим десять.
То есть весит каждый слон
Приблизительно пять тонн.

2×6

Повстречался с раком краб:
Дважды шесть — двенадцать лап.

2×7

Дважды семь мышей -
Четырнадцать ушей!

2×8

Осьминоги шли купаться:
Дважды восемь ног — шестнадцать.

2×9

Вы видали подобное чудо?
Два горба на спине у верблюда.
Стали девять верблюдов считаться:
Дважды девять горбов — восемнадцать.

2×10

Дважды десять — два десятка!
Двадцать, если скажем кратко.

3×3

Кофе пили две букашки
И разбили по три чашки.
Что разбито, то не склеить…
трижды три — выходит девять.

3×4

Целый день твердит в квартире
Говорящий какаду:
- Трри умножить на четырре,
Трри умножить на четырре…
Двенадцать месяцев в году.

3×5

Школьник стал писать в тетрадь:
Сколько будет «трижды пять»?..
Был он страшно аккуратен:
Трижды пять — пятнадцать пятен!

3×6

Стал Фома оладьи есть:
Восемнадцать — трижды шесть.

3×7

Трижды семь — двадцать один:
На носу горячий блин.

3×8

Прогрызли мыши дыры в сыре:
Трижды восемь — двадцать четыре.

3×9

Трижды девять — двадцать семь.
Это нужно помнить всем.

3×10

Три девицы под окном
Наряжались вечерком.
Перстни меряли девицы:
Трижды десять — будет тридцать.

4×4

Четыре милых свинки
плясали без сапог:
Четырежды четыре — шестнадцать голых ног.

4×5

Четыре учёных мартышки
Ногами листали книжки…
На каждой ноге — пять пальцев:
Четырежды пять — двадцать.

4×6

Шла на парад
Картошка-в-мундире:
Четырежды шесть — двадцать четыре!

4×7

Цыплят считают под осень:
Четырежды семь — двадцать восемь!

4×9

У Бабы Яги сломалась ступа:
«Четырежды восемь» — тридцать два зуба! -
Беж жубов ей нечем есть:
- Четырежды девять — «тридцать шешть»!

4×10

Гуляли сорок сорок,
Нашли творожный сырок.
И делят на части творог:
Четырежды десять — сорок.

5×5

Вышли зайцы погулять:
Пятью пять — двадцать пять.

5×6

Забежала в лес лисица:
Пятью шесть — выходит тридцать.

5×7

Пять медведей из берлоги
Шли по лесу без дороги -
За семь верст кисель хлебать:
Пятью семь — тридцать пять!

5×8

Влезть сороконожке
Трудно на пригорок:
Утомились ножки -
Пятью восемь — сорок.

5×9

Встали пушки на пригорок:
Пятью восемь — вышло сорок.

Пушки начали стрелять:
Пятью девять — сорок пять.

5×9

Если лаптем щи хлебать:
Пятью девять — сорок пять…
Будет этот лапоть
Всем на брюки капать!

5×10

Рыли грядку кабачков
Пять десятков пятачков.
И хвостов у поросят:
Пятью десять — пятьдесят!

6×6

Шесть старушек пряли шерсть:
Шестью шесть — тридцать шесть.

6×7

Шесть сетей по шесть ершей -
Это тоже тридцать шесть.
А попалась в сеть плотва:
Шестью семь — сорок два.

6×8

Бегемоты булок просят:
Шестью восемь — сорок восемь…

6×9

Нам не жалко булок.
Рот откройте шире:
Шестью девять будет -
Пятьдесят четыре.

6×10

Шесть гусей ведут гусят:
Шестью десять — шестьдесят.

7×7

Дураков не жнут, не сеют,
Сами нарождаются:
Семью семь — сорок девять…
Пусть не обижаются!

7×8

Раз олень спросил у лося:
- Сколько будет семью восемь? -
Лось не стал в учебник лезть:
- Пятьдесят, конечно, шесть!

7×9

У семи матрёшек
Вся семья внутри:
Семью девять крошек -
Шестьдесят три.

7×10

Учат в школе семь лисят:
Семью десять — семьдесят!

8×8

Пылесосит носом
Слон ковры в квартире:
Восемь на восемь -
Шестьдесят четыре.

8×9

Восемь медведей рубили дрова.
Восемью девять — семьдесят два

8×10

Самый лучший в мире счёт
Наступает Новый год…
В восемь рядов игрушки висят:
Восемью десять — восемьдесят!

9×9

Свинка свинёнка решила проверить:
- Сколько получится «девять на девять»?
- Восемьдесят — хрю — один! -
Так ответил юный свин.

9×10

Невелик кулик, а нос-то:
Девятью десять — девяносто.

10×10

На лугу кротов десяток,
Каждый роет десять грядок.
А на десять десять — сто:
Вся земля как решето!

Марина Казарина Таблица умножения

Ученики и ученицы!
Чтоб было проще вам считать,
Мы Пифагорову таблицу
В стихах решили написать.

По ней легко найти решенье,
Куплет достаточно прочесть,
А чтоб запомнить вычисленья,
Везде своя подсказка есть!

Ну что ж, откладывать не станем,
Тетрадь и карандаш достанем
И примемся за дело бойко.
Итак, на старт выходит ДВОЙКА!

Умножив два на единицу,
Получим ДВОЙКУ — лебедь-птицу,
Спасает каждый ученик
От этих «птичек» свой дневник.

Известно детям в целом мире,
Что дважды два равно ЧЕТЫРЕ.
Им также следует учесть,
Что дважды три получим ШЕСТЬ.

Два на четыре — будет ВОСЕМЬ.
И всех ребят мы очень просим
Забыть капризы, ссоры, лень
Восьмого марта — в мамин день!

Нам два на пять умножить нужно,
И если все возмемся дружно,
Да поднатужимся, ребятки,
То сразу попадем в ДЕСЯТКУ!

О том, что дважды шесть — ДВЕНАДЦАТЬ,
Вам календарь расскажет, братцы,
А в нём подсказку вам дадут
Двенадцать месяцев в году!

Красиво два на семь умножить
Февральский праздник нам поможет,
День всех влюбленных, помню я, -
ЧЕТЫРНАДЦАТОГО, друзья!

А сколько будет дважды восемь,
Десятиклассников мы спросим.
Они подскажут нам ответ,
Ведь им уже ШЕСТНАДЦАТЬ лет!

Запомнить надо постараться,
Что дважды девять – ВОСЕМНАДЦАТЬ.
И очень просто догадаться,
Что дважды десять — будет ДВАДЦАТЬ!

Мы хорошенько постарались
И с двойкой быстро разобрались.
Теперь, друзья, держитесь стойко,
В игру уже вступает ТРОЙКА!

Умножив три на единичку,
Мы попадаем на страничку
Из книги сказок для ребят
Про ТРЕХ веселых поросят!

Что трижды два равно ШЕСТИ,
Ответ в шпаргалке подглядим!
А трижды три, решим и сами,
Равно ШЕСТЕРКЕ ВВЕРХ НОГАМИ.

Три на четыре умножая,
Я циферблат воображаю
И представляю я тотчас,
Как бьют часы ДВЕНАДЦАТЬ раз.

Что трижды пять равно ПЯТНАДЦАТЬ,
Легко должно запоминаться.
Представь, как в школе первоклашки
Играют весело в пятнашки!

Умножим три на шесть в два счета,
Скорее взрослым стать охота!
Ты знаешь, годы быстро мчатся,
Глядишь, тебе уж ВОСЕМНАДЦАТЬ!

Умножить три на семь придется,
И это нам легко дается,
Ведь трижды семь — ответ один,
Получится ДВАДЦАТЬ ОДИН!

А сколько будет трижды восемь,
За сутки справимся с вопросом,
Ведь в сутках, как известно в мире,
Часов всего ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ!

Мы по секрету скажем всем,
Что трижды девять — ДВАДЦАТЬ СЕМЬ.
И надо ж было так случиться,
Что трижды десять будет ТРИДЦАТЬ!

Ну, вот и тройку одолели,
Устать мы, к счастью, не успели.
А дел ещё невпроворот,
Нас впереди ЧЕТВЁРКА ждёт!

Четверку на один умножив,
Мы изменить ее не сможем,
В произведеньи с единицей
Должна ЧЕТВЕРКА получиться!

Четыре на два — будет ВОСЕМЬ,
Восьмерку на нос мы набросим,
Вдруг подойдет тебе и мне
Восьмерка в качестве пенсне?

Четыре на три как умножить?
Придется в зимний лес идти,
ДВЕНАДЦАТЬ месяцев помогут
Зимой подснежники найти!

Умножь четыре на четверку,
Такой пример легко решить!
В произведении этом только
ШЕСТНАДЦАТЬ можно получить!

Для вас четыре на пятерку
Умножат ловко мушкетеры,
С врагами шпаги вновь скрестя
В романе «ДВАДЦАТЬ лет спустя».

Четыре мы на шесть умножим
И в результате будет что же?
Идут часы, бегут минутки…
ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ – ровно сутки!

Четыре на семь – ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ –
Деньков обычно в феврале.
А для проверки всех попросим
Искать ответ в календаре!

Умножь четыре на восьмерку,
И ТРИДАТЬ ДВА – звучит ответ.
У человека ровно столько
Во рту зубов в расцвете лет!

Умножь четыре на девятку –
Получишь ровно ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ,
Ну, а умножишь на десятку,
Пиши смелее СОРОК здесь!

Червёрка позади осталась,
Другая цифра показалась…
И предстоит запоминать
Нам умноженье с цифрой ПЯТЬ!

Умножив пять на единицу,
Мы без труда получим ПЯТЬ!
И нашу складную таблицу
Продолжим дальше изучать.

А пять на два, хочу заметить,
Умножить просто – будет ДЕСЯТЬ!
Ответ всегда в твоих руках:
Он – в рукавичках и в носках!

Умножим пять на тройку дружно,
Немного времени нам нужно.
ПЯТНАДЦАТЬ получили сразу –
Управились за четверть часа!

Как пять умножить на четыре,
Дадут ответ в телеэфире!
Смотрите на экране вы
ДВАДЦАТКУ клипов МузТV!

А пятью пять – ответ известный,
О нём поётся в детской песне,
И каждый школьник должен знать,
Что здесь получим ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ!

Пять на шестёрку умножаем,
В итоге ТРИДЦАТЬ получаем.
И пятью семь – легко считать -
Ответ короткий: ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ!

А сколько будет пятью восемь,
Али-Бабу из сказки спросим.
Когда к разбойникам попал,
Он их все СОРОК насчитал!

Друзья, хочу вам подсказать,
Что пятью девять – СОРОК ПЯТЬ,
И знает каждый из ребят,
Что пятью десять – ПЯТЬДЕСЯТ!

Пятёрку враз мы рассчитали
И совершенно не устали.
Решаем дальше! Силы есть!
Теперь займёмся цифрой ШЕСТЬ!

Шесть на один – ШЕСТЕРКА вышла,
А за окном гитару слышно!
И льются песни ночью лунной
Под переливы шестиструнной.

Шестерку на два умножаем -
ДВЕНАДЦАТЬ ровно получаем.
В двенадцать ночи каждый год
К нам в дом приходит Новый Год!

Шесть на три – только ВОСЕМНАДЦАТЬ!
В такие годы можно, братцы,
Жениться, замуж выходить,
Самим автомобиль водить!

Простой пример «шестью четыре»
Его мы с вами походили!
Подумать надо с полминутки…
ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ – снова сутки!

А шестью пять — получим ТРИДЦАТЬ,
Здесь циферблат нам пригодится:
Большая стрелка на часах
Покажет ровно полчаса!

А, верно, шесть на шесть умножить
Нам снова песенка поможет,
В ее словах решенье есть:
Шесть на шесть будет ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ.

«Шесть на семь» умноженье учим,
Подсказку в обувном получим,
Ведь носят многие мужины
СОРОК ВТОРОЙ размер ботинок!

Что шестью восемь — СОРОК ВОСЕМЬ,
Удав мартышке объяснял,
Но сам в длину – лишь тридцать восемь
Он «в попугаях» составлял!

А шестью девять – мы решили.
Получим ПЯТЬДЕСТЯТ ЧЕТЫРЕ!
И каждый нам ответить рад,
Что шестью десять – ШЕСТЬДЕСЯТ!

Друзья, отличная работа!
С шестёркой справились в два счёта!
А дальше предлагаем всем
Решить примеры с цифрой СЕМЬ!

«Семью один» — найти ответик
Поможет цветик-семицветик!
Ведь у таких, как он цветков,
СЕМЬ разноцветных лепестков!

Семь на два мы умножим просто,
ЧЕТЫРНАДЦАТЬ – хороший возраст,
Ведь в этом возрасте прекрасном
Ребята получают паспорт!

Что семью три – ДВАДЦАТЬ ОДИН,
Сказал нам важный господин,
Давайте у него же спросим:
«Cемью четыре?» ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ!

Умножим семь на пять! Готово!
Ответ знакомый — ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ!
Попросим тридцать три коровы
Его погромче промычать!

Для всех пропел Валерий Сюткин,
Что шестью семь – ответ простой,
Проводит СОРОК ДВЕ минутки
Он ежедневно под землёй!

Хотите семь на семь умножить?
Мы всем подсказку можем дать:
Взгляните, «СОРОК ДЕВЯТЬ» можно
Лишь раз в таблице повстречать!

А умножая семь на восемь,
ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТЬ ответ дадим!
Людей по городу развозит
Автобус с номером таким!

Семь умножаем на девятку,
Получится ШЕСТЬДЕСЯТ ТРИ.
И с «семью десять» всё в порядке,
Здесь ровно СЕМЬДЕСЯТ, смотри!

Итак, с семёркой мы в расчёте,
А цифра ВОСЕМЬ на подходе!
Чтоб даром время не терять,
Начнём-ка, братцы, умножать!

Восьмерку на один умножит
Подводный житель осьминог,
Ходить по суше он не может,
Хоть и имеет ВОСЕМЬ ног!

А восемь на два — знайте, братцы,
Решенье верное – ШЕСТНАДЦАТЬ!
А восемь на три – не забыли?
Ответ «в часах» — ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ!

Умножим восемь на четыре,
Здесь только ТРИДЦАТЬ ДВА, друзья,
Хоть в Лукоморье говорили
Про тридцать три богатыря!

Умножим восемь на пятёрку -
Здесь СОРОК, вариантов нет!
А вот подсказка-поговорка:
«За сорок бед — один ответ!»

Восьмёрочку на шесть умножим –
Выходит СОРОК ВОСЕМЬ здесь!
Ну а на семь помножив, сможем
Мы получить — ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТЬ!

На восемь восемь научились,
Мы без ошибок умножать,
И ровно ШЕСТЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ
Должны в ответе указать!

На девять восемь умножаем.
Вот результат: СЕМЬДЕСЯТ ДВА!
На десять восемь – отвечаем:
Здесь ВОСЕМЬДЕСЯТ, господа!

Ура! Восьмёрку одолели!
Ещё рывок, и мы у цели!
Но для начала по порядку
Беремся умножать ДЕВЯТКУ!

Умножим девять на один,
Историю страны листая,
Пусть помнит каждый гражданин
О славном дне – ДЕВЯТОМ мая!

Умножить девять на два просто,
А чтоб не забывать ответ,
Запомни: твой «гражданский» возраст
Начнётся в ВОСЕМНАДЦАТЬ лет!

«Девятка на три», вслух считаем,
Здесь ДВАДЦАТЬ СЕМЬ — решенье есть!
А на четыре умножаем –
Получим ровно ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ!

Совсем не сложно научиться
На пять девятку умножать!
Должно в итоге получиться
Произведенье СОРОК ПЯТЬ!

А чтоб на шесть умножить девять,
Нам ничего не нужно делать!
Мы с вами это проходили,
В ответе – ПЯТЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ!

А вот и умница Мальвина
Прилежно учит Буратино,
И говорит ему: «Смотри,
Девятью семь – ШЕСТЬДЕСЯТ ТРИ»!

Девятью восемь — вот задача,
Давай, работай, голова!
Но нас не подвела удача,
Даём ответ — СЕМЬДЕСЯТ ДВА!

На девять девять умножаем,
Ответ в таблице проверяем,
А равен, судя по всему,
Он ВОСЕМЬДЕСЯТ ОДНОМУ!

Пример последний остаётся,
И он нам сразу поддаётся!
Девятью десять – это просто!
В ответе — ровно ДЕВЯНОСТО!


 

 

1х1=1

2х1=2

3х1=3

4х1=4

5х1=5

1х2=2

2х2=4

3х2=6

4х2=8

5х2=10

1х3=3

2х3=6

3х3=9

4х3=12

5х3=15

1х4=4

2х4=8

3х4=12

4х4=16

5х4=20

1х5=5

2х5=10

3х5=15

4х5=20

5х5=25

1х6=6

2х6=12

3х6=18

4х6=24

5х6=30

1х7=7

2х7=14

3х7=21

4х7=28

5х7=35

1х8=8

2х8=16

3х8=24

4х8=32

5х8=40

1х9=9

2х9=18

3х9=27

4х9=36

5х9=45

1х10=10

2х10=20

3х10=30

4х10=40

5х10=50

 

6х1=6

7х1=7

8х1=8

9х1=9

10х1=10

6х2=12

7х2=14

8х2=16

9х2=18

10х2=20

6х3=18

7х3=21

8х3=24

9х3=27

10х3=30

6х4=24

7х4=28

8х4=32

9х4=36

10х4=40

6х5=30

7х5=35

8х5=40

9х5=45

10х5=50

6х6=36

7х6=42

8х6=48

9х6=54

10х6=60

6х7=42

7х7=49

8х7=56

9х7=63

10х7=70

6х8=48

7х8=56

8х8=64

9х8=72

10х8=80

6х9=54

7х9=63

8х9=72

9х9=81

10х9=90

6х10=60

7х10=70

8х10=80

9х10=90

10х10=100

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1*1=1

1*2=2

1*3=3

1*4=4

1*5=5

1*6=6

1*7=7 

1*8=8

1*9=9

1*10=10

2

2*1=2

2*2=4 

2*3=6 

2*4=8

2*5=10

2*6=12

2*7=14

2*8=16

2*9=18

2*10=20

3

3*1=3

3*2=6

3*3=9 

3*4=12

3*5=15 

3*6=18

3*7=21 

3*8=24

3*9=27

3*10=30

4

4*1=4

4*2=8

4*3=12

4*4=16 

4*5=20

4*6=24

4*7=28

4*8=32

4*9=36 

4*10=40

5

5*1=5

5*2=10

5*3=15

 5*4=20 

5*5=25 

5*6=30 

5*7=35

5*8=40

5*9=45

5*10=50

6

6*1=6

6*2=12

6*3=18

6*4=24

6*5=30

6*6=36

6*7=42

6*8=48

6*9=54

6*10=60

7

7*1=7

7*2=14

7*3=21

7*4=28

7*5=35

7*6=42

7*7=49

7*8=56

7*9=63

7*10=70

8

8*1=8

8*2=16

8*3=24

8*4=32

8*5=40

8*6=48

8*7=56

8*8=64

8*9=72

8*10=80

9

9*1=9

9*2=18 

9*3=27 

9*4=36

9*5=45

9*6=54

9*7=63

9*8=72

9*9=81

9*10=90

10

10*1=10

10*2=20

10*3=30 

10*4=40 

10*5=50 

10*6=60

10*7=70 

10*8=80

10*9=90 

10*10=100

2*2=4 

2*3=6 

2*4=8

2*5=10

2*6=12

2*7=14

2*8=16

2*9=18

2*10=20

 

3

3*1=3

3*2=6

3*3=9 

3*4=12

3*5=15 

3*6=18

3*7=21 

3*8=24

3*9=27

3*10=30

 

4

4*1=4

4*2=8

4*3=12

4*4=16 

4*5=20

4*6=24

4*7=28

4*8=32

4*9=36

4*10=40

 

5

5*1=5

5*2=10

5*3=15

 5*4=20

5*5=25 

5*6=30

5*7=35

5*8=40

5*9=45

5*10=50

 

6

6*1=6

6*2=12

6*3=18

6*4=24

6*5=30

6*6=36

6*7=42

6*8=48

6*9=54

6*10=60

 

7

7*1=7

7*2=14

7*3=21

7*4=28

7*5=35

7*6=42

7*7=49

7*8=56

7*9=63

7*10=70

 

8

8*1=8

8*2=16

8*3=24

8*4=32

8*5=40

8*6=48

8*7=56

8*8=64

8*9=72

8*10=80

 

9

9*1=9

9*2=18

9*3=27

9*4=36

9*5=45

9*6=54

9*7=63

9*8=72

9*9=81

 

 

                                                       

Начинаем учить таблицу умножения. Бесплатные клетки ...и остается 36 примеров!

Вот обычная таблица умножения для целых чисел от нуля до десяти:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1*1=1

1*2=2

1*3=3

1*4=4

1*5=5

1*6=6

1*7=7 

1*8=8

1*9=9

1*10=10

2

2*1=2

2*2=4 

2*3=6 

2*4=8

2*5=10

2*6=12

2*7=14

2*8=16

2*9=18

2*10=20

3

3*1=3

3*2=6

3*3=9 

3*4=12

3*5=15 

3*6=18

3*7=21 

3*8=24

3*9=27

3*10=30

4

4*1=4

4*2=8

4*3=12

4*4=16 

4*5=20

4*6=24

4*7=28

4*8=32

4*9=36 

4*10=40

5

5*1=5

5*2=10

5*3=15

 5*4=20

5*5=25 

5*6=30 

5*7=35

5*8=40

5*9=45

5*10=50

6

6*1=6

6*2=12

6*3=18

6*4=24

6*5=30

6*6=36

6*7=42

6*8=48

6*9=54

6*10=60

7

7*1=7

7*2=14

7*3=21

7*4=28

7*5=35

7*6=42

7*7=49

7*8=56

7*9=63

7*10=70

8

8*1=8

8*2=16

8*3=24

8*4=32

8*5=40

8*6=48

8*7=56

8*8=64

8*9=72

8*10=80

9

9*1=9

9*2=18 

9*3=27 

9*4=36

9*5=45

9*6=54

9*7=63

9*8=72

9*9=81

9*10=90

10

10*1=10

10*2=20

10*3=30

10*4=40

10*5=50

10*6=60

10*7=70

10*8=80

10*9=90

10*10=100

Для выучивания наизусть выглядит страшновато. Сто отдельных фактов! Зубрить их так долго и скучно... А на самом деле, сколько фактов надо запомнить, чтобы знать всю эту таблицу? Не сто, это точно. Внимательно и долго, пока не надоест, изучайте таблицу, и вы найдете множество интересных идей для трюков и методов быстрого запоминания.

Задача 0. Изучив таблицу, найдите как можно больше способов научиться использовать факты из нее без зубрежки. Многие математики, и не только они, работали над нахождением таких методов, так что на самом деле зубрить придется гораздо меньше, чем сто фактов. А сколько, по вашим оценкам? Запомните свой ответ...

Начинаем внимательно смотреть, и видим, что таблица симметричная. Ведь 4*8=8*4, a 9*6=6*9, и так далее. Чтобы все не перечислять, запишем это наблюдение словами:

Если одно число умножить на второе, то ответ такой же, как если второе число умножить на первое.

То есть часть таблицы нам дается совершенно бесплатно! А какая часть? Если сказали "половина", почти угадали. На самом деле симметрия нам дает 45 бесплатных "фактов".

Задача 1. Почему именно 45? Найдите 3 разных способа подсчета. Сколько "бесплатных" фактов даст симметрия таблицы умножения до 20*20? До 30*30?

Есть еще два числа, на которые умножать очень легко. Это 1 и 10.

Задача 2. Почему умножать на 1 легко, понятно, правда? А почему так просто умножать на 10? Подказка - подумайте о других системах счисления, например, шестнадцатиричной.

Вычеркнем и умножение на эти числа из списка тех, что надо вызубрить. На таблице эти "бесплатные" факты теперь показаны очень светлым серым. И вот что останется:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1*1=1

1*2=2

1*3=3

1*4=4

1*5=5

1*6=6

1*7=7 

1*8=8

1*9=9

1*10=10

2

2*1=2

2*2=4 

2*3=6 

2*4=8

2*5=10

2*6=12

2*7=14

2*8=16

2*9=18

2*10=20

3

3*1=3

3*2=6

3*3=9 

3*4=12

3*5=15 

3*6=18

3*7=21 

3*8=24

3*9=27

3*10=30

4

4*1=4

4*2=8

4*3=12

4*4=16 

4*5=20

4*6=24

4*7=28

4*8=32

4*9=36 

4*10=40

5

5*1=5

5*2=10

5*3=15

 5*4=20

5*5=25 

5*6=30 

5*7=35

5*8=40

5*9=45

5*10=50

6

6*1=6

6*2=12

6*3=18

6*4=24

6*5=30

6*6=36

6*7=42

6*8=48

6*9=54

6*10=60

7

7*1=7

7*2=14

7*3=21

7*4=28

7*5=35

7*6=42

7*7=49

7*8=56

7*9=63

7*10=70

8

8*1=8

8*2=16

8*3=24

8*4=32

8*5=40

8*6=48

8*7=56

8*8=64

8*9=72

8*10=80

9

9*1=9

9*2=18 

9*3=27 

9*4=36

9*5=45

9*6=54

9*7=63

9*8=72

9*9=81

9*10=90

10

10*1=10

10*2=20

10*3=30

10*4=40

10*5=50

10*6=60

10*7=70

10*8=80
 

10*9=90

10*10=100

В конце первого дня одним из методов из Задачи 1 подсчитываем, сколько нам осталось выучить фактов. Ну что, уже не так страшно? Тогда ждем следующего дня умножения!


День 2

Дважды два - четыре ...и остается 21 факт!

Удваивать легко. Ученые даже считают, что удваивание "запрограммированно" в мозгу человека (и некоторых животных), наравне с различением понятий "большой - маленький" или "один-много". Малыши учаться удваивать, деля конфеты на двоих, считая туфельки и перчатки, рассматривая предметы в зеркале... Чтобы умножить на два - сложите число с самим собой! А чтобы умножить на четыре? Умножить на четыре - это все равно что умножить на два два раза. То есть для уножения на четыре, удваиваем число (это легко), а потом удваиваем результат.

Задача 3. Как использовать этот же принцип для умножения на 8, на 16 и т.д.? Числа в этом "и т. д." называются "степени двойки". Первая степень - 2, вторая - 4, третья - 8... Продолжайте этот ряд, пока не надоест. А какая степень двойки - число 64? Ответ на этот вопрос называется, на математическом языке, "нахождением логорифма числа 64 по основанию 2". 

Так что для умножения на два и четыре зубрить ничего не надо. Как и для умножения на восемь, но это уже знаимает три шага (потому что восемь - третья степень двойки, смотри Задачу 3), так что умножение на 8 мы прибережем для другого трюка. А пока, давайте закрасим факты, от зубрежки которых нас спасает удвоение и умножение на 4 с помощью удвоения, светло-голубым:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1*1=1

1*2=2

1*3=3

1*4=4

1*5=5

1*6=6

1*7=7 

1*8=8

1*9=9

1*10=10

2

2*1=2

2*2=4 

2*3=6 

2*4=8

2*5=10

2*6=12

2*7=14

2*8=16

2*9=18

2*10=20

3

3*1=3

3*2=6

3*3=9 

3*4=12

3*5=15 

3*6=18

3*7=21 

3*8=24

3*9=27

3*10=30

4

4*1=4

4*2=8

4*3=12

4*4=16 

4*5=20

4*6=24

4*7=28

4*8=32

4*9=36 

4*10=40

5

5*1=5

5*2=10

5*3=15

 5*4=20

5*5=25 

5*6=30 

5*7=35

5*8=40

5*9=45

5*10=50

6

6*1=6

6*2=12

6*3=18

6*4=24

6*5=30

6*6=36

6*7=42

6*8=48

6*9=54

6*10=60

7

7*1=7

7*2=14

7*3=21

7*4=28

7*5=35

7*6=42

7*7=49

7*8=56

7*9=63

7*10=70

8

8*1=8

8*2=16

8*3=24

8*4=32

8*5=40

8*6=48

8*7=56

8*8=64

8*9=72

8*10=80

9

9*1=9

9*2=18 

9*3=27 

9*4=36

9*5=45

9*6=54

9*7=63

9*8=72

9*9=81

9*10=90

10

10*1=10

10*2=20

10*3=30

10*4=40

10*5=50

10*6=60

10*7=70

10*8=80
 

10*9=90

10*10=100

Смотрите, как мало осталось темных клеточек в таблице - зато впереди много интересной математики. До встречи в третий день.


День 3

Универсальный способ и умножение на 5 ...и остается 10 клеточек!

Результаты умножения на пять можно научиться быстро добывать без зубрежки, причем несколькими разными способами. То есть можно выбрать для использования самый симпатичный вам способ.

Делить пополам (поровну) почти так же легко, как удваивать. Вывод: чтобы умножить на пять, умножайте на десять и потом делите на два. Например, пять умножить на восемь равно половине от восьмидесяти. Пять умножить на четыре равно половине от сорока.

Задача 4. А почему, собственно, мы "имеем право" так делать? С математической точки зрения...

Еще один способ умножения числа на пять: если число четное, приписываем ноль к половине числа. Если число нечетное, приписываем пять к половине предыдущего числа. Например, чтобы умножить восемь на пять, приписываем ноль к половине от восьми. Чтобы умножить семь на пять, приписываем пять к половине от шести.

Задача 5. Почему этот способ работает? Чем он отличается от первого способа? (Подсказка: ничем! С математической точки зрения...)

А вот обещанный универсальный способ умножения. Он работает для всех без исключения чисел, но для большинства из них слишком медленно. Просто считаем не по одному "Один, два, три..." а по числу, которое умножаем, столько раз, на сколько умножаем. Попробуйте это сделать для 7*8: "Семь, четырнадцать, двадцать один, двадцать восемь, тридцать пять, сорок два, сорок девять, пятьдесят шесть" Трудно, правда ведь? И медленно... А теперь попробуйте 5*8: "Пять, десять, пятнадцать... ...сорок". Просто и быстро!

Задача 6, психологическая. Как вы думаете, почему людям легко считать пятерками?

Кстати, тройками тоже считать нетрудно: три, шесть, девять... (почему, как вы думаете?). В конце третьего дня перекрасим свето-фиолетовым клеточки, которые теперь можно не зубрить: все умножение на пять и умножение на три. Вот что останется:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1*1=1

1*2=2

1*3=3

1*4=4

1*5=5

1*6=6

1*7=7 

1*8=8

1*9=9

1*10=10

2

2*1=2

2*2=4 

2*3=6 

2*4=8

2*5=10

2*6=12

2*7=14

2*8=16

2*9=18

2*10=20

3

3*1=3

3*2=6

3*3=9 

3*4=12

3*5=15 

3*6=18

3*7=21 

3*8=24

3*9=27

3*10=30

4

4*1=4

4*2=8

4*3=12

4*4=16 

4*5=20

4*6=24

4*7=28

4*8=32

4*9=36 

4*10=40

5

5*1=5

5*2=10

5*3=15

 5*4=20

5*5=25 

5*6=30 

5*7=35

5*8=40

5*9=45

5*10=50

6

6*1=6

6*2=12

6*3=18

6*4=24

6*5=30

6*6=36

6*7=42

6*8=48

6*9=54

6*10=60

7

7*1=7

7*2=14

7*3=21

7*4=28

7*5=35

7*6=42

7*7=49

7*8=56

7*9=63

7*10=70

8

8*1=8

8*2=16

8*3=24

8*4=32

8*5=40

8*6=48

8*7=56

8*8=64

8*9=72

8*10=80

9

9*1=9

9*2=18 

9*3=27 

9*4=36

9*5=45

9*6=54

9*7=63

9*8=72

9*9=81

9*10=90

10

10*1=10

10*2=20

10*3=30

10*4=40

10*5=50

10*6=60

10*7=70

10*8=80
 

10*9=90

10*10=100

Осталось немного клеточек, но зато - самые трудные, говорите вы? В следующий день вы с ними одним махом расправимся!


День 4

Трюки на пальцах ...И все клеточки закрашены!

Этот очень красивый трюк пришел откуда-то с Востока, как и многие другие замечательные математические идеи (например, идея нуля). Предполагается, что умножать числа от двух до пяти вы уже умеете (чтобы научиться, можно воспользоваться идеями первых трех дней). На пальцах будем перемножать числа от шести до девяти.

Пронумеруйте пальцы обеих рук: большие - 5, указательные - 6, средние - 7, безымянные - 8, мизинцы - 9. Для начала можно написать цифры на ногтях фломастером. Положите руки перед собой на стол ладонью вниз - и "аналоговый копьютер" готов! Скажем, умножаем 7*8: сведите палец номер 7 на левой руке и палец номер 8 на правой, положите эти касающиеся пальцы вдоль края. Свисающие пальцы (2 на левой руке и 3 на правой) считаем десятками - 50.

Пальцы на столе перемножаем: 3 с левой руки умножить на 2 с правой - получается 6, вот и ответ: 7*8=56. Еще пример: 9*8. Касаемся пальцами номер 9 на левой и номер 8 на правой руках. Перед касающимися пальцами осталось 7 пальцев (4 на левой, 3 на правой) - это 70. Остальные перемножаем: 1 на левой на 2 на правой - получается 2, и ответ - 72. То есть пальцы перед касающимися двумя всегда считаем десятками, а остальные перемножаем левую руку на правую. После третьего-четвертого умножения получается очень быстро и ловко.

Задача 7. Почему этот трюк работает? Мы знаем три разных доказательства - а может, вам удастся найти не только их, но и другие доказательства?

Давайте теперь перекрасим клеточки с результатами, которые мы можем добыть из последнего трюка, в светлый оранжевый цвет. Вот это да! Зубрить-то ничего и не осталось - вся тая закрашена! Это значит что мы наконец то выучили таблицу умножения.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1*1=1

1*2=2

1*3=3

1*4=4

1*5=5

1*6=6

1*7=7 

1*8=8

1*9=9

1*10=10

2

2*1=2

2*2=4 

2*3=6 

2*4=8

2*5=10

2*6=12

2*7=14

2*8=16

2*9=18

2*10=20

3

3*1=3

3*2=6

3*3=9 

3*4=12

3*5=15 

3*6=18

3*7=21 

3*8=24

3*9=27

3*10=30

4

4*1=4

4*2=8

4*3=12

4*4=16 

4*5=20

4*6=24

4*7=28

4*8=32

4*9=36 

4*10=40

5

5*1=5

5*2=10

5*3=15

 5*4=20

5*5=25 

5*6=30 

5*7=35

5*8=40

5*9=45

5*10=50

6

6*1=6

6*2=12

6*3=18

6*4=24

6*5=30

6*6=36

6*7=42

6*8=48

6*9=54

6*10=60

7

7*1=7

7*2=14

7*3=21

7*4=28

7*5=35

7*6=42

7*7=49

7*8=56

7*9=63

7*10=70

8

8*1=8

8*2=16

8*3=24

8*4=32

8*5=40

8*6=48

8*7=56

8*8=64

8*9=72

8*10=80

9

9*1=9

9*2=18 

9*3=27 

9*4=36

9*5=45

9*6=54

9*7=63

9*8=72

9*9=81

9*10=90

10

10*1=10

10*2=20

10*3=30

10*4=40

10*5=50

10*6=60

10*7=70

10*8=80
 

10*9=90

10*10=100